Гранд балет гала. Ульяна Лопаткина и звезды русского балета
О спектакле
Главная петербургская балерина дает гала-концерт в Москве.
Сначала объявила о своем бенефисе в Музыкальном театре Диана Вишнева. Новости о грядущем визите петербургской примы пришли заблаговременно, более чем за полгода — еще в сентябре было известно, что в последние дни февраля нас ждет «Красота в движении». Совершенно неожиданно после этого объявления в городе появились афиши, сообщающие о гала-концерте примы Большого театра Светланы Захаровой. Следом приходит весть о бенефисе еще одной петербурженки, Ульяны Лопаткиной, который состоится до — конечно же, до — вечера Вишневой.
Когда балерины выясняют, кто из них главное достояние отечества, выигрывает зритель. Потому, что в этом соревновании рушатся амплуа и исчезают штампы. Яркая, верткая, обладающая взрывным темпераментом Вишнева вгрызается в роль томного лебедя; чуть анемичная, прохладная Захарова во что бы то ни стало рвется исполнить роль Кармен. И той же самой наглой испанской девкой мечтает стать величественная и надменная Лопаткина. Станет на этой неделе — кто ж ей посмеет возражать?
В свой бенефис главная петербургская балерина, «хранительница наследия», как величают ее поклонники, обойдется почти без этого самого наследства. Из русской классики в программе — лишь так называемое «па-де-де на троих» из «Корсара», где рядом с беглянкой из гарема танцуют ее возлюбленный и его верный раб (Иван Козлов и Владимир Шкляров соответственно). Все остальное — зарубежный ХХ век.
Не Мариус Петипа — а Джон Ноймайер («Павлова и Чекетти», фрагмент из гамбургского «Щелкунчика», в котором сказочная страна — это страна балета, и строгий маэстро Чекетти дает урок почтительной Анне Павловой). Не Лев Иванов — а Ханс ван Манен («Три гносьенны», аккуратный и чувственный дуэт голландского неоклассика). И даже не Александр Горский — а Ролан Пети с его версией «Кармен» и «Гибелью розы», с сентиментальностью которой способны поспорить лишь воровские романсы. (Вянет-увядает сорванный цветок в руках у нечуткого мужчины.)
Классику же — как век XIX, так и советский ХХ век — Лопаткина оставит приглашенным коллегам из родной Мариинки и Большого. Петербуржцы пришлют Евгению Образцову, Екатерину Осмолкину и Владимира Шклярова; москвичи ответят командой из Надежды Грачевой, Нины Капцовой, Ивана Васильева, Дмитрия Гуданова и Артема Шпилевского. Такой выбор программы — это, конечно, некоторый жест: мол, я все это перетанцевала, теперь вот любопытствую, что творится за пределами привычного репертуара. Вы же тут порезвитесь, не жалко. В эту снисходительность можно было бы даже поверить — если бы Диана Вишнева за последние пять лет интенсивных личных гастролей не перепробовала на вкус творения всех хоть сколько-нибудь значимых западных хореографов. Так что это не просто концерт Лопаткиной — это очередной этап войны, захват территорий. Контратака Вишневой — через две недели.