Анри де Тулуз-Лотрек. Парижские удовольствия
О выставке
Тиражная графика последнего из рода графов Тулузских, привезенная из Национального института истории искусств Франциия.
В последние годы Третьяковская галерея увлеклась выставками западного искусства. Уже показывали Уистлера — не главные, но все-таки шедевры из музея Орсэ, роскошную экспозицию Энди Уорхола. Теперь вот пришла очередь последнего из рода графов Тулузских.
Лотрек жил и трудился в парижских борделях, дружил со шлюхами, циркачками, танцовщицами и умел изображать эти создания — погибшие, но совсем не милые, — с недоступным никому другому блеском. Завораживают безупречный стиль художника, наглые повадки его моделей, их общее умение с отчаянием и без тени жалости расправляться с окружающей действительностью.
Хорошее собрание тиражной графики — литографии и плаката — есть в Эрмитаже, кое-что хранится и в Пушкинском музее. Но Третьяковка предпочла привезти 80 работ из Национального института истории искусств Франции. Чтобы придать выставке некий оттенок эксклюзивности, добавили карандашный автопортрет художника из частного швейцарского собрания — и сочли миссию выполненной. Некоторый смысл в этом есть: работы, подаренные Институту коллекционером Жаком Дусе, как практически все произведения Лотрека, — шикарны и до сих пор смотрятся экстравагантно. И все-таки жаль, что не привезли живопись, тем более что в отечественных собраниях ее-то как раз и нет.