О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Главный редактор французского Elle Жан-Доминик Боби (Матье Амальрик) в 33 года полностью парализован после инсульта. Он не может даже говорить — только моргать одним глазом (второй зашит). В сознании бывшего модника и донжуана живут лишь три «бабочки»: воображение, память и замысел книги о современном Монте-Кристо, заточенном в скафандр собственного неподвижного тела. Ее он диктует троим красавицам, которые, как молитву, тараторят буквы алфавита, ожидая согласного движения глаза Жана-До.
Поначалу фильм Джулиана Шнабеля (приз за режиссуру в Каннах) кажется плохо скрытой издевкой над зрителем — смотреть на палату интенсивной терапии глазами несчастного паралитика так же безрадостно, как валяться в коме. Сюжет начнет развиваться, когда герой научится «разговаривать» и тусклый больничный мир перейдет в резкую контрастность снов и видений Боби. Там шелестит листвой природа, ходят персонажи эпохи Наполеона, и сам Жан-До кутит в рыбном ресторане. Самое интересное, что есть в «Скафандре и бабочке», — операторские хитрости, с помощью которых пытаются сымитировать взгляд паралитика, сначала расфокусированный, потом замутненный слезами, потом прояснившийся от внутренней силы. Гламурная красота отдельных кадров несколько примиряет с мелодраматическим тоном, в котором снят очередной фестивальный триумф воли.