Шекспир и Чайковский
О спектакле
Владимир Юровский представляет программу, главными героями которой станут Константин Хабенский, Петр Чайковский и Уильям Шекспир.
Владимир Юровский не похож на типичного российского дирижера. Типичный – это такой грозный рубаха-парень с мускулистыми руками, нещадно, не стесняясь в выражениях, шельмующий оркестрантов. К таким музыканты испытывают любовь, смешанную с ненавистью. В облике нашего героя – утонченного молодого маэстро – ничто не напоминает этот образ: Юровский – музыкант с европейской выучкой, таким же воспитанием, изысканным вкусом и легким налетом снобизма, свойственного только интеллектуалам. От его российского прошлого осталось разве что образование теоретика в Мерзляковском училище при Московской консерватории – тамошних музыковедов до сих пор можно изобличить по несколько высокомерной интонации, с которой они говорят с другими о своем предмете. Для нашего, небогатого на молодые дирижерские таланты филармонического пейзажа появление Юровского сравнимо с выпадением манны небесной, но именно таких персонажей у нас пока воспринимают в штыки. Так, еще год назад все ждали, когда Юровский станет музыкальным директором Российского национального оркестра. Не вышло – в последний момент худрук оркестра Михаил Плетнев решил не отдавать бразды правления в молодые руки; взыграла ревность основателя коллектива. Но Юровский не в обиде: он по-прежнему будет появляться за пультом РНО с программами интересными и даже интригующими – как в данном случае.
В программе концерта заявлен Петр Ильич Чайковский, что вроде бы не предвещает открытий – казалось бы, ну чего мы там не слышали? Не слышали, как выясняется, многого – в перечне произведений, кроме хрестоматийной увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", нет ни одного близко знакомого даже завсегдатаю филармонии. Ну, в крайнем случае, кто-то краем уха слышал "Бурю" – увертюру-фантазию по Шекспиру. А вот дальше – полная неизвестность. Все другие произведения, отобранные Юровским, также были написаны по следам пьес английского классика. Особый интерес, конечно, представляет труднейший дуэт Ромео и Джульетты для тенора и сопрано, которого все вокалисты боятся как огня. Рядом с этим дуэтом есть еще один раритет – музыка к спектаклю "Гамлет" для чтеца с оркестром. В роли чтеца – в этом месте можно начинать трепетать – артист Константин Хабенский, которому на театральной сцене в равной степени удаются и классические опусы, и легкомысленные коммерческие поделки. Приглашение популярной звезды в консерваторскую обитель – дело рискованное и допустимое только при полной уверенности в том, что классический концерт не превратится в ток-шоу. Но будем надеяться, что представитель Светлых сил победит всех своих недоброжелателей. Шекспир и Чайковский Литературно-музыкальная композиция для чтеца, солистов и симфонического оркестра. Российский национальный оркестр. Дирижер В. Юровский. Концертный зал им. П. И.Чайковского, вс 26 февраля, 19.00