D’avant (До того)
О спектакле
В день открытия фестиваля немецкого современного танца четверка первокласных берлинских профи танцуют откровенно печальный спектакль о юбилейной меланхолии.
Шесть лет назад берлинский театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» отмечал сорокалетний юбилей. Правила тогда в театре Саша Вальц, решительная сочинительница contemporary dance. Слово переставало быть опорой репертуара, на сцене все меньше говорили и больше двигались. Вальц не только сочиняла танцспектакли сама, но и давала такую возможность своим артистам. И «D’Avant» придуман к юбилею четырьмя танцовщиками, которые его и исполняют. Двое (Люк Данберри и Хуан Круз Диас де Гарайо Эснаола) из труппы Саши Вальц и двое (Сиди Ларби Шеркаи и Дамьен Жалет) — из бельгийской труппы Les Ballets C. de la B.
«D’Avant» — откровенно печальный спектакль. Это не значит, что в нем нет привычного для Саши Вальц ехидства (а ее коллеги не скрывают, что сделали постановку под впечатлением от ее работ). Но в основу положена средневековая музыка — звучат грегорианские хоралы и сочинения бенедиктинцев XIII века (их поют сами танцовщики, называя себя «бойз-бэндом из Cредних веков»). И эмблемой спектакля становится широко раскинувший руки, как распятый, Шеркаи — выглядящий совершеннейшим замученным клоуном. Он теряет штаны, он бьет чечетку — и остается сломанной игрушкой в руках трех других артистов.
В день рождения привычно оглядываться назад — и танцовщики перебирают свои личные воспоминания и воспоминания человечества. Вот череда детских игр, а вот уже нахлынувшее (после разъезда гостей?) философское размышление: старый бродяга на сцене превращается в невесту в белой фате, через минуту она уже вдова в черном, в следующий миг ее аккуратно закапывают в могилку. Но эта юбилейная меланхолия, от которой люди обычно избавляются на следующий день вместе с головной болью, в спектакле берлинской четверки оказалась внятно структурирована и изложена отличными профи, знающими, как заставить зал печалиться и ухмыляться. Потому и идет в репертуаре вот уже шесть лет — а организующий фест немецкого танца «Гете-институт» торжественно ставит этот спектакль в день открытия.