Девушка пела в церковном хоре… (Лидия Русланова)
О спектакле
Война в спектакле о трагической судьбе певицы Лидии Руслановой – лишь предмет счастливых воспоминаний. Фронтовой ностальгии противопоставлена страшная действительность послевоенных репрессий.
Война в спектакле о певице Лидии Руслановой лишь повод для счастливых воспоминаний. Любовному настроению и фронтовой ностальгии противопоставлена страшная действительность послевоенных репрессий, точкой отсчета которых, по нелепому совпадению, становится День Победы.
Сцена напоминает средневековые застенки — сюда и попадает знаменитая Лидия Русланова, пышная барыня с лихо закрученной на затылке косой. Многочисленные следователи в спектакле передвигаются толпой и по замыслу режиссера похожи на гестаповцев. Певицу будут страшно унижать, но так и не заставят подписать поклеп на маршала Жукова. Отберут орден, но не сумеют лишить голоса. Посадят в застенок, но не сломают. Для знаменитой исполнительницы «Синего платочка» череда страшных событий прекращается только со смертью Сталина — тогда она и возвращается на сцену.
История, рассказанная Сергеем Терещуком, нарочито прямолинейна. Здесь нет полутонов: белым выкрашено все, что связано с Руслановой, черным вымазаны ее мучители. Следователи утрированно, физически отвратительны — заламывают руки арестованному генералу, бьют по голове молодого солдатика, невежливо обращаются с Руслановой и играют в собачку с ее сокамерницей, артисткой Зоей Федоровой. Главная героиня, напротив, лишена человеческих слабостей. Камертоном спектакля режиссер сделал молодую девочку (Русланову в детстве), которую сопровождает строгий монах. Юное создание — видимо, ангел-хранитель певицы-узницы — вмешивается в сюжет и комментирует действие, вступает в диалоги. «Не упомни зла» заканчивается триумфальными аплодисментами вернувшейся на сцену певице — тут уж не до злопамятности.