“Движущиеся куски”
О выставке
Персональную выставку Анны Маргацкой “Движущиеся куски” смело можно назвать выставкой-протестом.
Маргацкая уже давно разрушает традиционные представления о живописи. Редко кто отваживается так смело экспериментировать с капризной акварелью, как она. Работает художница в авторской технике, изобретенной ею еще в 2001 году. Картины пишутся на тончайшей бумаге, послойно наклеенной на холст. Если вдруг что-то не получилось на этом листе, то наклеивается следующий. Этот прием дает цветовой эффект внутреннего свечения, потому-то картины Анны, выполненные акварелью, частенько путают с масляной живописью.
«Я много работала классической акварелью и постоянно сердилась при этом, — рассказывает художница. — Во-первых, маленький формат, в котором вынуждены работать акварелисты, меня убивал. Мне хотелось размаха. А ведь полотна размером в три-четыре метра можно создавать без проблем. Думаю, что это у меня еще впереди. Пока что я ограничилась форматом 150х120. Во-вторых, не устраивала одноразовость акварели. Она получается тем лучше, чем быстрее написана. Замусоленная акварель — это не акварель, а исправить ничего нельзя. В-третьих, такие работы обязательно нужно выставлять под стеклом. Мне это все мешало. Пришлось придумать собственную технику, чтобы работать так, как хочется»
Концепция выставки «Движущиеся куски» заключается в следующем высказывании: «Взгляд — это линия, очерчивающая происходящее в формы». Линия заставляет двигаться даже статичный объект. На философии движения и строится весь замысел выставки. Нижний зал галереи включает большую серию работ, посвященную людям, машинам, стройкам. Каждая из работ представлена как аллегория. Это купальщицы, дети, современная мадонна с младенцем — женщина на четвереньках, катающая на спине ребенка.
«Я решила уйти от этого многовекового канона изображения женщины-матери: мирно спящего на коленях младенца, ее спокойного умиротворенного взгляда. Реальность вокруг говорит мне о совсем другом образе — это бег по кругу бесконечных обязанностей и забот. Мать вынуждена тащить на себе свое дитя, исполняя не только его нужды, но и массу прихотей», — считает Анна.
В верхнем зале разместились серии «Стройки» и «Дороги». Зритель попадает в это скоростное, грохочущее пространство мегаполиса с его бесконечным потоком машин, стройками. Стройки, идущие сейчас повсеместно, необыкновенно вдохновляют художницу. Какие это потрясающие конструкции, какие живописные линии! А машины — эти цветные куски, бесконечно мчащиеся куда-то… Необыкновенный материал для художника.
Вообще же Маргацкую смело можно назвать бунтаркой. Она и не отпирается: «Мне живопись интересна только тогда, когда можно экспериментировать и думать. Во время учебы я вынуждена была писать портреты, ню, натюрморты, пейзажи. Потом окончила университет, обрела долгожданную свободу и стала делать то, что нравится. Иначе и творить незачем».