Модель человека
О мероприятии
Живой дневник светской дамы Валерии Гавриловой, которая имеет цель и идет к ней, добиваясь ее, своим собственным путем.
В принципе Валерия Гаврилова не супермодель и не центровая тусовщица. Вряд ли пока ее можно назвать и писательницей. Как она сама правильно определила жанр своей книги, «это всего лишь мысли вслух, ежедневный, то есть живой дневник девушки, которая имеет цель и идет к ней, добиваясь ее, своим собственным путем».
Ни прибавить, ни убавить. Поэтому книга выглядит вполне апокрифическим изданием. Такое своеобразное житие. Дневниковые записи, телефонные разговоры, эсэмэски, болтовня по «аське», короткие рубленые фразы типа «Такси. “Пентхауз”. Не очень. Даже писать не о чем. Такси». Состоящий из отрывков и фрагментов текст… Всего этого полно в сетературе, которой завален сегодня интернет. И это самое слабое и бесполезное в «Модели человека». Главное все-таки — это несгибаемая воля автора. Это то самое апокрифическое мироощущение, так четко определенное самим автором — «иду к своей цели».
Здесь нет сюжетных интриг и развития характеров. Но эмоциональная напористость не может не вызвать восхищения. В этом смысле наиболее близкая книга «Модели человека» — это роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Его герой, подавляя классовых врагов, борется с собственным несовершенством, чтобы слиться в едином порыве с огромным пространством Родины и раствориться в ней. И в этом случае потеря здоровья — это как жертва за возможность слияния. Если ты — с Родиной, то и ноги тебе ни к чему. Об этом и другой великий апокриф советской литературы — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.
В принципе о том же рассказывает читателю и Валерия Гаврилова. Пройдя через немыслимые соблазны московского светского общества, олигархические ухаживания, эротические переживания и связанные с ними болезни, автор обретает любимого человека. И так же растворяется в нем. И это слияние описано в том же апокрифическом жанре — строго, но эмоционально. И абсолютно бескомпромиссно: «…а потом предложил жить вместе! Я чуть дар речи не потеряла!.. В моем сердце наступила ВЕСНА! Я дико рада!»
С другой стороны, «Модель человека», без сомнения, тянет свои корни от гениальной «Модели для сборки» Хулио Кортасара. На это намекают и название, и беспорядочный коллаж внутри, подразумевающий некоторую загадку, не побоюсь этого слова, шараду. Продвигаясь от страницы к странице, я узнавал персонажей книги. К тому же многие из них действуют под своими именами. Осталось только найти отгадку: кто же ОН? И, кажется, среди строк я нашел ответ: «Он мой Бог, пусть все об этом знают!» В этом контексте книга приобретает новое значение — светлое и теплое. А это то, что нам порой необходимо.