Дж. Верди “Реквием”
О спектакле
Оркестр “Новая Россия” исполняет “Реквием” Джузеппе Верди с впечатляющей интернациональной командой солистов.
У московской публики, как и у любой другой, есть некоторые странности. Одна из них выражается в том, что мы до одури готовы слушать одно и то же сочинение в исполнении разных оркестров и дирижеров с разницей в несколько дней. Список этих сочинений не велик, но, поставив одно из них в программу, организаторы концертов гарантируют себе полный зал.
В течение последних лет Москва выучила наизусть некоторые опусы Чайковского, Рахманинова, Моцарта и Верди, которые теперь можно назвать «вечнозелеными хитами». Пусть качество исполнения варьировалось от выдающегося до тех, которые критика называет «за гранью санитарной нормы», публике было решительно плевать — она упивалась знакомыми мелодиями.
Один из таких «хитов» — «Реквием» Верди. Сочинение, которое в советские годы считалось крайне подозрительным (заупокойная католическая месса была чужда моральному кодексу граждан), сейчас появляется в афишах с завидной частотой, и о нем мечтает каждый дирижер. Молодой маэстро Евгений Бушков решил мечтами не ограничиваться, а сделать так, чтобы его обращение к Верди запомнилось всем и надолго.
Рецепт Бушкова оказался прост: он поставил не на оркестр или хор, а на солистов. Собственно, на них же делал ставку и Джузеппе Верди — будучи до мозга костей человеком театра, он, конечно, любил масштабные хоровые сцены, но свои самые сокровенные мысли транслировал только через звучание сольного голоса. Более того, в «Реквиеме», сумрачном и страшном, сольный голос часто является лучом света и надежды. После всех ужасов ада, красочно описанных в тексте, и стонов грешников в геенне огненной композитор оставляет слушателя один на один с голосом сопрано, которое взывает в полной тишине к Богу со словами «Libera me» («Освободи меня»). Только за это соло «Реквиему» можно простить и эффектную театральность, не слишком уместную в духовной музыке, и прочие мирские сантименты. А за те голоса, которые подобрал Евгений Бушков для своего московского концерта, можно вообще простить все что угодно.
Мужская часть сольного квартета — из Петербурга: два молодых солиста Академии Мариинского театра Сергей Семишкур и Эдуард Цанга, оба с сильными звучными голосами. Женская часть — с родины Верди, из Италии. Партию меццо-сопрано исполняет дивная Даниэла Барчеллона, блеснувшая этой зимой в филармоническом абонементе «Звезды мировой оперы», а к высшим силам с «Libera me» будет взывать молодое сопрано Кармен Джанатазио, чье имя все чаще появляется в афишах статусных театров. Несмотря на то что московская аудитория уже успела выучить вердиевский «Реквием» назубок, на этом концерте она имеет шанс узнать об этой музыке много нового.