Саранча
О спектакле
Премьера режиссера Романа Козака по пьесе сербского драматурга Биляны Сбрлянович собрала на сцене чуть ли ни всех звезд Пушкинского театра.
В Европе сербского драматурга Биляну Срблянович считают мастером политической драматургии и наградили премией «Новая реальность европейского театра». В России ее знают как автора пьес о семейных конфликтах и неурядицах.
О них рассказывала трагикомедия «Мамампапасынсобака», те же проблемы поднимаются и в «Саранче». Но войны в любой отдельно взятой семье оказываются не менее разрушительными, чем бомбежки Белграда. О чем заговорит мать, приехав в гости к одинокой дочери? Разумеется, о том, что та до сих пор одна. Что делает беременная жена? С наслаждением издевается над мужем. Как поступят взрослые дети с отцом-инвалидом, страдающим слабоумием? Бросят его в лесу, отняв документы. В общем, каждый с удовольствием сожрет ближнего своего. А если уже сыт — слегка покусает, чтоб уважали и боялись. Телеведущий Макс (Николай Фоменко) так и поступает, придираясь к гримерше Надежде (Виктория Исакова), которую намерен уложить в постель. В общем, не люди, а саранча.
Если поставить «Саранчу» в реалистической манере, выйдет хроника криминальных происшествий. Но Козак, в 80-е годы ставивший пьесы Петрушевской (тоже считавшиеся чернухой) как захватывающую игру, снова отстранился от бытовых подробностей. Герои встречаются не в квартирах, а в ресторане с элегантным интерьером, и издеваются друг над другом под звуки расслабляющей музыки. Однако режиссерский прием не срабатывает, и визуальный ряд спектакля разъезжается с текстом, как движущиеся вверх-вниз эскалаторы. Актеры, как могут, выпутываются из этой ситуации (Вержбицкий и Пороховщиков работают отлично, молодые актрисы беспомощно барахтаются). Только Николай Фоменко доволен: в роли телеведущего он органичен, как рыба в воде.