Джим Дайн “Фотографии и гравюры. 1969”
О мероприятии
Мрачные черно-белые сюжеты с сильным сюрреалистическим оттенком на выставке одного из отцов-основателей поп-арта.
Джим Дайн — один из отцов-основателей поп-арта. Правда, странный — очень мрачный, никакой завлекухи и развлекухи для населения.
Во время одного из классических хеппенингов в конце 50-х писал на холсте «Я люблю то, что я есть», отхлебывал из банки красную краску, потом вылил остатки себе на голову. Даже монументальные «сердца», «халаты» и «венеры», составляющие темы его поздних картин, только на первый взгляд сходны с удалым поп-артовским оптимизмом. При ближайшем рассмотрении они оставляют впечатление какой-то мучительной безотрадности.
О героических временах свидетельствует проект, сделанный в 1969 году Джимом Дайном совместно с фотографом Ли Фридландером. Друзья вели возвышенные разговоры, художник делал рисуночки, сопровождаемые меланхолическими текстами, фотограф снимал происходящее. Никакого действия и энергетики нет и в помине, как и никакого пафоса — только чистая романтика в самом высоком смысле этого слова. Результаты творческого сотрудничества были изданы ограниченным тиражом, слева — фотографии Фридландера, справа — гравюры Дайна. Получилось вдохновенно, несмотря на то что первый считается самым социальным фотографом Америки, а второй — поп-артист.
Сам Дайн фотографией стал заниматься на старости лет, только в середине 90-х. Вот тут его наклонность к и развернулась в полную силу. Сплошь черепа, зеркала, чучела птиц, поломанные куклы. Чистой воды символизм и готика в фотографии, как правило, черно-белой. Художник выстраивал свои тяжеловесные натюрморты в студии, затем многократно переснимал получившиеся отпечатки, добиваясь эффекта старинной гравюры. Никакого «Фотошопа», только ручная работа — не скажешь, что подделка. Настоящий реализм — сплошная тоска гробовая. Художник, хоть и с некоторой долей надежды на лучшее, все же возвещает: «Да, дети, да, мы чувствуем дыхание смерти. И от этого становится легче на сердце». А может, так все и есть на самом деле?