Василий Чекрыгин
О выставке
В Пушкинском музее – выставка художника Василия Чекрыгина, воплощавшего в картинах идеи русских космистов о воскрешении человека.
Выставку Василия Чекрыгина (18971922) приурочили к выходу монографии, посвященной его творчеству. Телегу поставили впереди лошади: без книги не понять работ мастера, положившего жизнь на художественное воплощение теории русского космиста Николая Федорова о воскрешении мертвых. Главного шедевра нет ни на выставке, ни, увы, в природе роспись церкви, по не зависящим от художника обстоятельствам, так и осталась лишь его мечтой. Хотя и так понятно, что, даже если бы он не погиб всего 25 лет от роду, никакие монументальные циклы на столь непопулярную во времена военного коммунизма тему ему бы никто создать не позволил.
Небольшая выставка в зале истории ГМИИ посвящена последним годам творчества Чекрыгина. Представлены работы из циклов "Расстрел" и "Воскрешение мертвых" не слишком, впрочем, отличающиеся друг от друга. Ранних футуристических работ, обозначающих корневую принадлежность художника авангарду, отражающих его сотрудничество с Владимиром Маяковским и дружбу с Бурлюками, нет совсем. Из живописных произведений (которых и так у Чекрыгина сохранилось мало) на выставке показывают лишь "Автопортрет".
Об идее физического воскрешения отцов сыновьями, которой был маниакально увлечен мастер, рисунки рассказывают немного, зато нагнетают бурю эмоций. Из тьмы в свет прорываются обретающие плоть силуэты, сливаются в объятиях обретшие родных женщины, мужчины, дети в общем, локальное светопреставление: по-барочному динамичное, по-рембрандтовски драматичное.
За четверть века Чекрыгин успел сбежать из иконописной школы, сойтись-разойтись с футуристами, повоевать на Первой мировой и даже (незадолго до смерти) выставиться в том же музее, еще не награжденном именем Пушкина. Еще одна выставка странного, не вписывавшегося ни в какие рамки, системы и концепции художника прошла здесь в в глухом, не признающем авангарда 70-м.