Кармен
- Исполнитель
- Андрей Меркурьев
О спектакле
Маститый английский режиссер Паутни поставил самую популярную из опер — трагедию о любви и свободе Бизе.
Есть определенный парадокс в том, что, несмотря на признание родиной оперы Италии, самое популярное произведение в оперном жанре написано французом.
Конечно, можно до хрипоты утверждать, что нет на свете ничего прекрасней, чем вердиевская «Травиата» или пуччиниевская «Богема», но статистика упряма: в списке мировых оперных шлягеров уже более века лидирует «Кармен» Бизе. Она же может похвастать самым большим количеством шлягеров — трудно найти человека, который бы не знал «Хабанеры», куплетов Эскамильо, блестящей увертюры или антракта к четвертому действию с его испанскими мотивами; еще дюжина мелодий вам тоже наверняка знакома — просто вы не знали, что они также из «Кармен».
На премьере в парижской Opera Comique «Кармен», как известно, ожидал сокрушительный провал — благонравная французская публика никак не чаяла увидеть в качестве главной героини разнузданную цыганку, задирающую во время пения юбки. Еще больше цыганки зрителей поразил финал — в соответствии со специализацией театра на его сцене шли в основном комические оперы, а тут — бытовая ссора, закончившаяся поножовщиной.
Оперному жанру, вообще-то, не идет натуралистичность, но «Кармен» является блестящим исключением из этого правила — здесь все предельно правдоподобно, что сильно облегчило судьбу этого сочинения в современном оперном мире. Кармен превращалась из работницы табачной фабрики в проститутку и наркодилершу, действие переносилось из Севильи в нью-йоркские трущобы и гаванский порт, Хозе убивал Кармен то так, то сяк, а однажды ее вообще прикончила Микаэла, вторая, «идеальная» героиня. Но все перестановки с ног на голову шедевру Бизе отнюдь не вредили — оказалось, что испортить его чрезвычайно трудно.
Включая «Кармен» в текущий репертуар, Большой театр выбирает самый легкий путь к сердцам публики — пусть выбор оперы неоригинален, но зал будет всегда полон. Особую привлекательность нынешней постановки главный дирижер Большого Александр Ведерников увидел в том, что впервые в Большом «Кармен» будет идти с оригинальными разговорными диалогами на французском — что, конечно, очень славно, но навряд ли будет оценено московской публикой. Главная ценность новой «Кармен» — в альянсе маститого английского режиссера Дэвида Паутни и не менее маститого дирижера Юрия Темирканова.
Фото Дамира Юсупова