Александр Юликов “Во главе угла”
О выставке
Главный отечественный минималист определяет свой теперешний стиль как “соединение геометрического минимализма с экспрессивной спонтанной деконструкцией”.
Александр Юликов — самый главный отечественный минималист, в советские времена оформил все лучшие наши альбомы по искусству. Он — за чистую форму, без всякой литературщины и мифологии, мистики и метафизики; абстракцию уважает за возможность передать то, о чем не рассказать словами. К делу Юликов подходит очень серьезно — сначала тщательно рисует абстрактные композиции на бумаге, потом переводит их в небольшие картинки и потом делает большие работы на тот же сюжет.
На выставке будет представлена только одна большая картина — остальные маленькие. Сюжеты понятные — квадраты, треугольники разных цветов, кресты. Сам Юликов определяет свой теперешний стиль как «соединение геометрического минимализма с экспрессивной спонтанной деконструкцией». Экспрессия в понимании истинного минималиста возникает, например, тогда, когда квадратики совсем немного смещены по оси симметрии. Как на картине, где фигуры похожи на клеточки Пита Мондриана, но куда-то «поехали».
Переведение в технику пуантилизма «Черного квадрата» обозначает возвращение к спонтанности. Прямоугольник в пропорциях золотого сечения выражает гармонию, а равные стороны квадрата — неустойчивоe напряжение. Движение на монохромных холстах возникает за счет того, что фактурные мазки выложены в разных направлениях, сталкиваясь друг с другом в непримиримом антагонизме. Только так и можно добиться того, что картины отражают всю полноту вселенной, а не какой-то ее один фрагмент.