Свадебка. Весна священная
О спектакле
Две одноактовки в постановке одного из главных людей французского видеоданса Режиса Обадиа.
У долго бедствовавшего театра начинается новая жизнь. В начале лета московский департамент культуры уволил правившего много лет директора Николая Басина, которого подчиненные за глаза звали Карабас-Барабас (фантастическое внешнее сходство и манера держать труппу впроголодь). На его место пришла Елена Тупысева — руководитель агентства театров танца «Цех». «Современная» труппа (а трупп в «Москве» ровно две — одна специализируется на контемпорари, другая — на классике) завопила от восторга: многие артисты делали свои собственные проекты на площадке «Цеха» и знали, что этому менеджеру можно доверять. «Классическая» насторожилась: отлично разбирающаяся в современном танце Тупысева никогда ранее с Жизелями и лебедями не работала. Экзамен на совместимость «классиков» и нового начальства пройдет в первые дни декабря — тогда выйдет первая придуманная Тупысевой премьера, вечер молодых хореографов. На этой же неделе — премьера у «современников».
Режис Обадиа ставит в «Москве» «Свадебку» Игоря Стравинского. То есть не то чтобы целиком сочиняет заново — спектакль был уже придуман полтора года назад для челябинского балета, и видевшие его эксперты «Золотой маски» были полны решимости привезти одноактовку на конкурс Национальной премии, но… Один из танцовщиков получил серьезную травму, выяснилось, что в небогатой уральской труппе замены нет, — и в результате спектакль не только никуда не поехал, но и вылетел из репертуара. Теперь Москва (город, а не только труппа) сможет рассмотреть «Свадебку» попристальнее.
Не факт, конечно, что эта одноактовка попадет затем в «масочный» конкурс — ни для кого не секрет, что к провинциальным труппам «Золотая маска» снисходительнее, чем к столичным, а Обадиа все-таки повторяет многие свои мотивы, а не придумывает новые. Причем что именно повторяет — можно увидеть в этот же вечер: компанию «Свадебке» составляет его же «Весна священная», которую он придумал для «современников» «Балета “Москва”» восемь лет назад. Тогда этот мощный, властный, до единой нотки совпадающий с грозовой музыкой Стравинского спектакль своей силой напоминал первую «Весну», придуманную Вацлавом Нижинским, — и получил «Маску» практически без борьбы. На церемонии, правда, случился скандал — Обадиа не захотел отдавать награду директору театра (так, видно, Басин его в процессе постановки вымотал), и Карабас-Барабас жаловался на неуступчивого французского гражданина французскому же послу.
Но это — прошлое. А воспрянувший духом «Балет «Москва» теперь устремляется в будущее — где постановки отличных хореографов станут правилом, а не редчайшим исключением. Резиденцией труппы становится обновленный Культурный центр ЗИЛ — теперь «москвичей» можно найти именно там.