Веселая жизнь и грустная смерть французской артистки Адриенны Лекуврер
О спектакле
В спектакле по пьесе классика бульварного жанра трагическую актрису эпохи классицизма играет яркая комическая актриса Олеся Железняк.
Режиссер Роман Самгин сыграл на нехитром стилистическом и временном разрыве: то, что подразумевали под естественностью во времена Адриенны Лекуврер (и что считали основой ее таланта), в наше время выглядит чудовищной карикатурой. На роль трагической актрисы он пригласил характерную Олесю Железняк. «Мы не увидим знаменитой Федры» эпилог к спектаклю, прочитанный картавым детским голосом, становится его законом.
Не обманули: из несмешной мелодраматичной истории сочинена старая театральная сплетня, спектакль в спектакле — зрителя словно отстраняют, чтобы он не подумал, что это все всерьез. Анекдот рассказан введенными в действие актерами — они выезжают из оркестровой ямы на заплесневелой барочной люстре. Любовная интрига, на которой держится пьеса, в спектакле становится необязательной: граф Морис Саксонский, предмет любви актрисы и принцессы, предстает в виде пошловатого жлоба. Адриенна показана слегка помешанной, экзальтированной девицей, которая иногда вдруг начинает выделывать пассы руками. С комедийным талантом Олеси Железняк (очевидно, противопоставленным мелодраматичности героини у Скриба) происходит странная метаморфоза: артистка хмуро глядит исподлобья и говорит неестественным голосом. В сочетании с высокопарным текстом XVIII века получается не смешно, а страшно.
До обидного плохо сыгранная жизнь Адриенны Лекуврер заканчивается не в меру веселой ее кончиной. Произнеся финальный монолог, артистка Железняк падает в подпол, а через мгновение оттуда вылезает дощатый гроб и вместе с оставшимися на сцене актерами чинно кланяется публике.
Никто, конечно, не рассчитывал увидеть в спектакле Романа Самгина знаменитой Федры — но ведь даже комикса не вышло.