II Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Посвящается Мстиславу Ростроповичу
О спектакле
В Москве начинается Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, на котором будут пытать счастье молодые вокалисты.
Чтобы стать лауреатом вокального конкурса, получить денежную премию, серию выступлений и овации профессионалов, многого не надо — так, во всяком случае, кажется на первый взгляд.
Все очень просто. Сначала записываешь диск с несколькими ариями и отсылаешь его в оргкомитет. Если твой голос нравится, получаешь приглашение спеть на втором туре. Программа выступления по хронометражу меньше, чем одно занятие с педагогом, — все три арии, двадцать минут ненатужного пения, и — третий, финальный тур. На нем петь еще меньше — всего две арии в сопровождении симфонического оркестра, и вот она — церемония награждения лауреатов.
Есть только одно «но» — за тридцать с лишним минут, которые конкурсант проводит на сцене, глядя в глаза авторитетному жюри, он должен выдать все лучшее, на что способен. Показать голос, артистичность, умение подчинить себе зал, владение различными видами техники, понимание стиля композитора, прекрасную координацию с пианистом (оркестром), хорошую дикцию, наконец — в наши времена, когда облик решает все, — хорошую внешность и сценический магнетизм. Это «но» и является камнем преткновения для девяноста процентов подавших заявки на конкурс — уметь сжать многолетний опыт в короткий отрезок времени, сосредоточиться так, чтобы твой голос проявил себя на все сто, могут лишь люди со стальными нервами. Те, кто из перечисленных выше задач способен исполнить все или почти все, становятся победителями; остальные либо становятся лауреатами более скромных премий, либо вообще удостаиваются безликих дипломов. И тем не менее от желающих рискнуть отбоя нет — свидетельством тому сорок три молодых певца, которые, пройдя первый, отборочный тур Международного конкурса Галины Вишневской, выйдут на сцену во втором.
Галина Вишневская, учредившая это состязание, не понаслышке знает, что такое конкурсное волнение, — ее карьера сдвинулась с мертвой точки, когда она спела конкурс в Большом театре и была зачислена в стажерскую труппу. Сейчас попадание сразу в труппу Большого театра (которое если вообще возможно, то только теоретически — у Галины Павловны из рук вон плохие отношения с нынешним его руководством) не гарантирует мгновенного успеха. И театр уже не тот, и непрестижно сейчас быть в штате одной труппы — показателем успеха является активная жизнь кочевого артиста, который сегодня в Москве, завтра в Лондоне, а послезавтра в Нью-Йорке. Зная об этом, мудрая примадонна пригласила в жюри «полезных» людей — полезных не себе, а будущим лауреатам. Среди них — директор крупнейшего итальянского артистического агентства Stage Door (первым артистом которого стал некогда Лучано Паваротти), артистический директор генуэзского театра Carlo Felice, в котором начинали свою карьеру многие знаменитые ныне певцы, а также дирижеры, вокалисты… В общем, все те люди, которые могут дать начинающему певцу путевку в жизнь. А могут и не дать.
Поэтому целая неделя в Центре оперного пения на Остоженке будет наполнена волнениями, вздохами, улыбками, слезами, отчаянием и счастьем. Если будете проходить мимо и увидите молодого человека или девушку, которые сосредоточенно вдыхают или выдыхают, — знайте, это участники конкурса Вишневской перед выходом на сцену стараются успокоить дыхание. А еще лучше — зайдите внутрь, благо вход бесплатный: вполне возможно, что те люди, которые будут выходить на сцену, через три-четыре года будут петь по всему миру, изредка заезжая в Москву, причем билетов — ни платных, ни бесплатных — на их выступления не будет задолго до концерта.