О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Нарядный, как штаны фанк-звезды, «Спиди-гонщик» Вачовски — это в каком-то смысле даже бережная экранизация знаменитого японского мультсериала для младшеклассников.
Неоновый блеск гоночных стадионов будущего бросает ослепительные блики на весь фильм — лужайки сияют как лампы дневного света, мебель в квартирах оранжевей апельсина, но, в общем, все компоненты оригинального мультика на месте: от загадочного Гонщика Икс (Мэттью Фокс) до сумасшедшего автомобиля «Мач 5», белоснежного, перетюнингованного драгстера, который, столкнувшись с чем-нибудь, издает смешное клацанье.
В центре этой веселой карусели живет семья Рейсеров. Обычная, безо всяких вживленных в мозг электродов, семья середины ХХ века. Отрастивший живот Папочка (Джон Гудман), домашняя Мамочка (Сьюзан Сарандон), малыш Спритл, который тусуется с живым шимпанзе. И, собственно, наш герой Спиди — хороший мальчик с внешностью Джеймса Дина. Спиди — восходящая звезда гонок, он все время помнит о своем брате, погибшем на трассе, и отбивается от соблазнительных предложений магната Роялтона, который — ну неужели! — организует состязания ради прибыли.
Как говорит сам Спиди, гонки — это религия Рейсеров. Выходит, что фильм передает нам их духовный опыт, и вот — оп-па! — дверь отверста на небе и камера (хотя какая тут камера — все целиком снято на фоне зеленого экрана) летит над стадионами и целыми городами. География тут действительно сакральная — как ни в чем не бывало гонщики проносятся через горы, пустыни и океаны, чтобы финишировать в Берлине, у Бранденбургских ворот. И пусть игра актеров так себе, а история — обычный паренек против корпорации, свободная воля против судьбы — стандартна и незатейлива. Зато рассказана она так, как никто еще раньше не говорил. Потому что не было еще таких слов. В «Спиди» все так стремительно, что отдыхает даже Тони Скотт. Весь фильм — это непрерывный «буллет-тайм». Сцены играются на крупных планах, а сзади фоном разворачивается параллельное действие, распадающееся на куски, как узор калейдоскопа. Сказать, что это — яркое кино — то же самое, что назвать его тихим и медитативным. Оно не просто яркое, оно галлюцинозное настолько, что «Волшебник страны Оз» рядом с ним кажется нуаром, а птичка Дорожный Бегун — паралитиком. Что? где? когда? — непонятно, и детишки уж точно не въедут во все подробности корпоративных махинаций мистера Роялтона. Но сверхсветовые гонки помогут выдержать это длинное, больше двух с половиной часов кино. Главное, не забудьте захватить солнечные очки — слепит.