В кругу семьи
О выставке
Ежегодный фестиваль “Черешневый лес” в связи с проводимым в России “Годом семьи” обращается к этой теме через живопись.
Кураторы Пушкинского музея относятся к своему собранию как смышленые дети к конструктору Lego: собирают из его разнокалиберных элементов и выдают на-гора одну тематическую экспозицию за другой.
Как ни обширны фонды, все темы закрыть сложно, иногда приходится добавлять вещи из других собраний — по преимуществу, недалеко лежащих. На этот раз задействована Третьяковская галерея с рисунками учащихся ее художественного кружка — они, конечно, как и написано в пресс-релизе, «покоряют своей искренностью», но все же чуть меньше, чем кураторская работа.
В программе полный спектр семейных отношений — от возвышенных евангельских «Бегства в Египет» Мурильо и «Святого семейства» Бронзино до всегда злободневной «Злой свекрови» Максимова и поучительной работы неизвестного голландского мастера «Бедные родители, богатые дети». Для подражания представлены примеры положительные вроде «Портрета семьи Леруа, слушающей чтение Библии». Для наставления — отрицательные: гравюры из серии «Модный брак» Хогарта, демонстрирующие, что счастье не в деньгах и распутной жизни, особенно рекомендуются для просмотра жителям Рублевки. Отечественному зрителю всегда полезно, отдав должное вечной теме — умилительным изображениям матери и ребенка, — обратить внимание, как может поддержать крепкая ячейка в тяжелую годину. «Горестная разлука» и «Свидание с узником», написанные по материалам Французской революции, смотрятся прямо-таки посвящением сидельцу Ходорковскому и разлученной с семьей Светлане Бахминой. Увы, произведений наших современников, посвященным этим актуальным темам, на выставке нет.
Постороннему взгляду может показаться, что выставки в Пушкинском музее делают не пойми как и располагают строго в беспорядке. Стройную систему в них вряд ли обнаружит и пытливый исследователь, но попытаться предсказать наше общее будущее можно.
Многолетний директор музея Ирина Антонова ориентируется не на сезонные тренды, требующие вот прямо сейчас делать дорогостоящие выставки шедевров, на которые народ прет, сметая худосочных милиционеров. Старейшина цеха всегда работала на серьезную перспективу: в застойные годы принимала авангардную, «Москву — Париж», и сейчас вряд ли случайно решила поучаствовать в объявленном государством Годе семьи.
Оно, может, и верно: пора вспомнить, что музеи наши — заведения государственные, почему бы им и не поработать на национальные проекты, не позаботиться об истинных ценностях. Только вот страшно, вдруг Ирина Антонова снова окажется права, и в моду войдут выставки на актуальные темы. Придется нам вместо изящных искусств любоваться на художественные воплощения нанотехнологий, а там и до музея подарков — теперь уже, понятно, не Сталину, но тоже уважаемому человеку и выдающемуся лидеру — недалеко. Ведь всяческие забавные поделки очень многим нравятся больше, чем сложные материи и прочий «фауст гете».