Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева “Евангельский проект”
О выставке
Иллюстрации Нового Завета кадрами из текущей фотохроники. Огромные картины, связывающие современную жизнь с цитатами из Библии, будут выставлены в ЦДХ.
Мертвые талибы, гламурные девы, веселящиеся братки, представители сил правопорядка РФ в естественной обстановке, боснийские рабочие, русские бабушки, дети-наркоманы. Все эти сюжеты, разогнанные до масштаба монументальной фрески, иллюстрируют фразы из Нового Завета. Или наоборот — евангельские цитаты комментируют фотосюжеты, почерпнутые из сводок информационных агентств.
Врубель и Тимофеева — художники простые и прямолинейные. За эту примитивную и бойцовую ангажированность их все и любят (или ненавидят). Суть проекта они объясняют очень доступно: миллионы и миллионы людей читают бестселлер всех времен и народов — Библию. И почти те же самые люди ежедневно впитывают в себя бесконечный информационный поток, перетекающий через телевидение, газеты и журналы.
Единственная сложность — понять, что для этой творческой семьи технология и есть высшая форма идеологии.
Начнем с того, что объект, на первый взгляд похожий на картину, таковой не является. А есть часть сложного и многоступенчатого медийно-творческого процесса. Основополагающий принцип работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой — «Сегодня в газете, вечером — в куплете», то есть — на картине. Погружение в Реальность начинается с ежедневного сканирования мировых информационных потоков: лент, газет, профессиональных фотобанков, блогов, в которых люди показывают свои собственные фотки. Найденные в этом мусорном потоке жемчужины тщательно отбираются, связываются с цитатами из Библии. И немедленно перенаправляются обратно, в информационное поле, в блог Дмитрия Врубеля в ЖЖ.
Там произведение начинает функционировать — его перемалывают и транслируют далее неутомимые жижисты. Самые рьяные уже объявили проект кощунством и нападками на православие. На что Врубель со свойственной ему бескомпромиссностью отвечал, что сам привержен евангельским ценностям и считает, что «зритель должен содрогнуться от совпадений библейских текстов и образов современной жизни».
ЖЖ дело не ограничивается — художники продолжают перерабатывать изображение: отдельные фрагменты переводят на холст, затем снова фотографируют, сводят, обрабатывают в фотошопе, печатают на баннерной ткани, дорисовывают и прописывают красками. Результат — огромные картины, которые будут выставлены в ЦДХ, разделенные в согласии с принятыми в фотобанках принципами: «Спортсмены», «Дети», «Мусульмане», «Русские», «Женщины» и так далее. Отдельным тэгам могут соответствовать образы почти несовместимые, например, русская бомжиха с подбитым глазом, Пэрис Хилтон, иранские женщины в чадрах… В Книге и впрямь сказано «несть ни эллина, ни иудея» — ни россиянина, ни перса, ни глянца. Понятное дело, что не всем эта старая идея придется по душе.