Бамбергский симфонический оркестр
О спектакле
На открытии фестиваля симфонических оркестров мира выступит Бамбергский симфонический оркестр – краса и гордость старинного баварского города.
Для тех, кто не знает Бамберга, посещение этого города в полутора часах езды от Мюнхена, баварской столицы, сродни дегустации клубники со сливками.
Он действительно похож на красивый, немного приторный десерт — аккуратный, сверкающий чистотой, с открыточными видами: фахверковскими домиками, черепичными крышами, гулкими мостовыми, вымощенными булыжниками, и небольшой речушкой, чье умиротворяющее журчание навевает меланхолию. Трудно себе представить, что в этом городе можно серьезно заниматься музыкой — кажется, здесь можно только пить пенистое пиво, кутить и веселиться. Однако уже шестьдесят два года в Бамберге существует симфонический оркестр, коллектив с очень серьезной в музыкальном мире репутацией и весьма далеко идущими амбициями. Причем специализацией Bamberger Symphoniker всегда была не немецкая классика, о которой можно было бы подумать в первую очередь, а самые отъявленные опусы современных авторов, которые охотно приезжали в пряничный городок, чтобы попугать жителей своими колючими созвучиями.
В предыдущие три десятилетия с оркестром регулярно работали лучшие дирижеры современности — в Бамберг наведывался и маститый Георг Шолти, и главный в мире специалист по Брукнеру Ойген Йохум, и успешный эстонский маэстро Марис Янсонс. Сейчас творческие координаты Бамбергскому оркестру задает британский маэстро Джонатан Нотт — безупречно грамотный музыкант с ясным понятым жестом и аналитическим складом ума, позволяющим ему с легкостью разгадывать музыкальные ребусы современных композиторов, к которым он, как и его подчиненные, испытывает особую привязанность.
Четыре года назад Нотт и его команда неожиданно нагрянули в Москву из Питера, где выступали на фестивале «Звезды белых ночей», причем на два дня раньше маститого Венского филармонического оркестра, что могло выставить гостей из Баварии в самом невыгодном свете. Но этого не произошло — сначала Нотт уложил на лопатки зал мастерской интерпретацией музыки венгерского мэтра Дьердя Лигети, а затем присовокупил к этому страстно и масштабно сыгранную Пятую симфонию Малера. Задравшая нос московская критика начала было пенять Бамбергу на провинциальность метода и его скромное место рядом с симфоническими колоссами Берлина, Вены и Амстердама, но затем подавилась от собственной гордости — летом следующего года коллектив пригласили не куда-нибудь, а на Зальцбургский фестиваль, а это автоматически повышает ставки любого оркестра. С тех пор упреков в провинциальности музыканты из Бамберга не получают и сейчас прибывают на III Фестиваль симфонических оркестров мира уже в качестве почетных гостей, а не бедных родственников, с прекрасной программой из сочинений Брамса и Брукнера. С ними их любимый дирижер и, можно сказать, палочка-выручалочка — Джонатан Нотт, который снова обещает продемонстрировать изысканный британский вкус и немецкую стабильность в хрестоматийных опусах немецких романтиков.