Сны Родиона Романовича
О спектакле
Неожиданно веселый спектакль по Достоевскому, где все действующие лица – плод больного сознания Раскольникова.
Молодой режиссер Павел Сафонов, славящийся прежде своими совместными экспериментами с главным скандалистом московской сцены Владимиром Епифанцевым, поставил неожиданно веселый спектакль по Достоевскому. Михаил Палатник – артист театра ОКОЛО – удачно адаптировал роман для сцены, превратив почти всех действующих лиц в иллюзию, порожденную больным сознанием Раскольникова. Такой ракурс оказался выигрышным и позволил режиссеру интерпретировать этих фантомов как угодно, а актерам дал возможность пожонглировать ролями.
В "Снах" группа артистов с выбеленными лицами и клоунскими носами, играющая за всех персонажей романа (кроме Сони, Раскольникова и Свидригайлова), по сути исполняет роли чертей. Они шныряют по сцене туда-сюда, входят в стены, примеряют на себя различные платья, искушая и путая человеческую душу и находя упоение в грехе.
Сафонов использует в спектакле много цирковых приемов: лужа крови превращается в арену, следователи, рассуждающие о природе преступления, – в поваров. Старушка-процентщица (блестящий Виктор Сухоруков) с топориком в спине хватает ошалевшего Раскольникова за ногу – и бежит за ним, пританцовывая и показывая язык. Все это действо почти сразу вызывает в памяти другое произведение другого классика – гоголевские "Записки сумасшедшего". Но это – только первый акт. Во втором – любовь как очищение, Сонечка Мармеладова как девочка на шаре земном; поэтические интонации, разрушенные стены и торжество света. В общем, как и положено.