В. А. Моцарт “Бастьен и Бастьенна”
О спектакле
В Останкино играют оперу юного Моцарта – “Бастьена и Бастьенну” – на незамысловатый сюжет о любви пастушки к пастушку.
Дата создания «Бастьена и Бастьенны» — 1768 год: в это время ее создателю, зальцбургскому вундеркинду Вольфгангу Амадею Моцарту было двенадцать лет, что звучало для современников откровенной нелепицей — в таком возрасте было положительно невозможно написать оперу.
Вполне естественно, что автором произведения называли отца юного гения, Леопольда Моцарта, — якобы он сам сочинил музыку, а затем заставил переписать партитуру сына его корявым детским почерком. Чтобы прекратить все домыслы, Моцарту-отцу пришлось пойти на крайнюю меру — обеспечив Вольфганга Амадея музыкальным заказом и обязав его сочинить тот или иной опус в считаное количество дней, его запирали в комнате, куда слуги приносили ему пищу и напитки. Психика ребенка от такого затворничества, как ни странно, не пострадала, а история музыки обогатилась несколькими произведениями, от которых бы не отказались и многие композиторы вдвое старше Моцарта.
«Бастьен и Бастьенна» — музыкальное дитя века Просвещения, небольшая пастораль о трех героях: пастухе и пастушке с одинаковыми именами, которые испытывают некий дискомфорт в личных отношениях. Ей кажется, что он к ней охладел, и она обращается за советом к деревенскому чародею Коласу. Тот пробует решить проблему с помощью колдовства, но затем просто дает девушке пару практичных советов — пококетничать с возлюбленным, а затем заставить его поревновать, сделав вид, что у нее есть другой ухажер. Такой прагматизм оказывается гораздо действеннее ведовства — и вот уже мы слышим финальное щебетание воссоединившихся пастушков.
Музыка Моцарта наделяет эту нехитрую фабулу свежестью и проникновенностью мелодий: в них нет витиеватости и виртуозного апломба, как в позднейших опусах, и поэтому «Бастьена и Бастьенну» могут легко осилить как профессиональные, так и любительские труппы. В Останкино, в уместных пасторальных интерьерах, опера прозвучит в исполнении артистов благотворительного фонда «Бельканто», поддерживающего начинающих певцов. Кто именно будет дирижировать и петь, организаторы не сообщают, но это и не столь важно: все равно главным героем представления будет Моцарт — чудо-ребенок, в двенадцать лет сотворивший маленький шедевр.