Генри Перселл – Te Deum & Jubilate Deo. К 350-летию со дня рождения
О спектакле
Московские любители старины празднуют 350-летие со дня рождения английского композитора.
История английской музыки в континентальной Европе всегда вызывала ироническую усмешку: чем-чем, а гениями в этой области остров никогда не славился.
Самые яркие факты национальных музыкальных хроник — крушение органов в период прихода к власти Кромвеля, который считал любую музыку дьявольским наваждением, а также принятие английского гражданства в 1727 году немецким композитором Георгом Фридрихом Генделем, которого британцы с тех пор, не моргнув глазом, называют Джорджем Фредериком.
Тем не менее сказать, что нацию обошли стороной музы Аполлона, нельзя: ХХ век дал миру выдающихся авторов Эдварда Элгара, Ральфа Воана-Уильямса и Густава Холста и одного гения — Бенджамина Бриттена. А во второй половине XVII столетия в Лондоне жил совершенно удивительный и ни на кого не похожий композитор Генри Перселл, заслуживший у современников почетное прозвище «Британский Орфей». Его жизнь была короткой, но яркой, он успел сочинить огромное количество духовной музыки, которой наряду с англичанами теперь упивается весь мир, и одну оперу для школьного спектакля, прослывшую безусловным шедевром, — «Дидону и Энея». Это 45-минутное сочинение теперь даже проходят во всех российских музыкальных заведениях по курсу истории музыки, но все остальное наследие Перселла у нас практически не известно. Исправить ошибку истории решился московский скрипач Назар Кожухарь.
Кожухарь, как и положено настоящему музыканту-аутентисту, вообще является борцом за историческую правду: едва ли не первым из теперь многочисленных московских любителей старины отказавшийся от металлических струн в пользу жильных, которые пользовали в эпоху барокко, и играющий не современным, но старинным барочным смычком, он регулярно открывает для московской публики десятки никогда не звучащих здесь опусов. Причем последние годы делает это в компании собственного ансамбля The Pocket Symphony, что звучит еще убедительней.
Для празднования 350-летия со дня рождения Перселла Кожухарь выбрал два раритетных церковных опуса, которые даже на родине автора звучат не слишком часто, — латинские гимны «Te Deum» и «Jubilate Deo», предвосхищающие пышные оратории и оды Генделя и передающие все своеобразие перселловского музыкального языка. За возможность услышать такую изысканную программу Кожухарю можно даже простить некоторую историческую неточность — юбилей Перселла на самом деле будут праздновать в 2009 году. Но мы можем начать уже сейчас.