Немецкие экспрессионисты – художники группы “Мост”
О выставке
С группы “Мост” начинался экспрессионизм – одно из важнейших и самое “немецкое” явление в искусстве ХХ века. К тому же слабых работ у этих художников, похоже, просто не было ни& в каких периодах.
В отличие от только что завершившейся демонстрации футуризма, где «наши» с помощью организаторов вчистую переиграли итальянцев, выставку художников группы «Мост» везут совсем не из провинциального музея, дополняя собранным с миру по нитке.
Берлинский музей — хранитель хоть и не самых знаменитых шедевров Эрнста Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа, Макса Пехштейна, располагает весьма представительным собранием, развивающимся на основе роскошного дара Карла Шмидт-Ротлуфа.
К тому же слабых работ у этих художников, похоже, просто не было ни в каких периодах — на выставке можно видеть и то, что они делали много позже, когда история группы была завершена.
«Мост» создали в 1905 году студенты-архитекторы Высшей технической школы в Дрездене.
Утомленные академической муштрой и красотами стиля модерн, юные художники устремились к простоте, ясности, непосредственности изложения мыслей и чувств. В искусстве, которое они создавали, не оставалось места классической красоте, визуальным иллюзиям и изящным гармониям . Социальное и физиологическое напряжение, страх, боль, ужас, наполняющие картины художников «Моста», закономерно сделали
их в 1937 году экспонентами популярной гитлеровской выставки «Дегенеративное искусство».
Предложенное Шмидт-Ротлуфом название понравилось его коллегам скорее многозначностью, чем определенностью, и позже его трактовали по желанию, благо мост может соединять и разъединять близкое и противоположное, к тому
же он непременно куда-то ведет, но двигаться можно и вперед, и назад. Программа группы звучала весьма приблизительно: «Каждый, кто непосредственно и неподдельно передает то, что его понуждает творить, принадлежит нам». Постепенно группа расширялась, к ней присоединился Макс Пехштейн, на короткий период — Эмиль Нольде. Приглашали Мунка, Матисса, были и менее известные участники и «пассивные члены», участвовавшие в деятельности «Моста» деньгами. К заслугам группы относят не только изобретение экспрессионизма, но и вдохновленное даже не отпечатками, а досками старых немецких мастеров возвращение самостоятельной роли гравюры не дереве — ксилографии.
За несколько лет от увлечения «ван Гогами» и «Мунками», работами фовистов, искусством первобытных народов они пришли к единству стиля, так что работы некоторых художников стало трудно различать, затем снова разошлись. Конец «Мосту» положили переезд художников в Берлин и, как водится, разные представления о своей роли в первой же написанной истории группы.