Виктор Попков «1932 — 1974»
О выставке
Картины одного из самых замечательных советских художников. Попков интересовался новыми течениями и работами старых мастеров, смело цитировал и экспериментировал.
Знаменитый при жизни, почитаемый после ранней, нелепой, неожиданной смерти, Виктор Попков, безусловно, — один из самых замечательных художников советской эпохи. Его самые известные работы — «Строители Братска» и «Шинель отца», мезенские старухи и портреты друзей — заслонили другие работы, никогда не показывавшиеся или не привлекавшие такого внимания на выставках.
Зачарованный смертью, с которой столкнулся, как многие дети войны, очень рано, рисковый, невероятно работоспособный, Попков был разным — интересовался новыми течениями в искусстве и работами старых мастеров, смело цитировал, экспериментировал со стилями, стремился дойти до самой сути. Заложив крутой поворот соцреалистического стиля, он не пытался покинуть его пределы окончательно, хотя очевидный упаднический пессимизм его работ (а депрессию советская власть не любила еще больше, чем абстракцию), тяга к социальности, изображению оказавшихся за пределами государственного оптимизма старух и мертвых настораживали обязательные худсоветы и принимавшие выставки партийные комиссии.
Попкову нравилось говорить от первого лица, исследуя самого себя,— в экспозицию вошли несколько автопортретов, где художник почти всегда лежит и редко работает: размышления представлялись ему важнейшей частью собственных трудов.