О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Адмирал Колчак начал карьеру полярным исследователем, но в первые дни Русско-японской войны был отправлен в ПортАртур. Он бил японцев, потом попал в плен, потом работал в Генштабе, минировал немецкие военные базы, в 1916-м стал самым молодым адмиралом России, после Февральской революции совершил кругосветное путешествие. Октябрь 1917-го застал его в Японии, откуда адмирал через Китай отправился в Омск, где возглавил Сибирское правительство. Через два года сражений, дипломатических интриг и тифа он был пленен красными и приговорен. Во время расстрела на берегу речки Ушаковки, как гласит легенда, адмирал пел романс «Гори, гори, моя звезда!».
Трагическому концу этой блестящей карьеры, в общем-то, и посвящен фильм «Адмиралъ»: все хорошее, что случается с героями в начале — например, любовь, — лишь оттягивает и подчеркивает грустный финал. Но не торопитесь доставать платочки — чтобы биться в рыданиях на «Адмирале», нужно либо довести себя до истерики постоянными мыслями о родине, либо просто родиться белогвардейцем. Жизнь Колчака, втиснутая в два часа, несмотря на старания хороших сценаристов (Зоя Кудря писала «Ликвидацию», а Владимир Валуцкий — «Мэри Поппинс»), сбивается с пятого на десятое. Вот Колчак воюет немца, хоп — он уже играет в фанты. Вот император отправляет его вице-адмиралом на Черное море, а вот генерал Каппель (Сергей Безруков) уже бредет ему навстречу сквозь тайгу на подпиленных культях.
Рассказать сразу все о таком человеке (моряке, ученом- океанографе, Верховном правителе России и просто больном ревматизмом джентльмене) сложно, но очень хочется. Поэтому приходится бросать сюжеты на полуслове и торопиться — дальше, дальше! Едва случился поцелуй — уже опять пальба. Только-только всерьез показали несколько оторванных конечностей — уже опять крупный план Лизы Боярской (Анна Тимирева, возлюбленная адмирала), которая здесь, вы понимаете, ах как хороша. Конечно, и море, и Колчак — все движется любовью.
Сюжет в «Адмирале» целиком держится на минутных встречах Колчака с Тимиревой, чтении вслух переписки и недолгом путешествии по КВЖД в одном купе. Все ужас как целомудренно — где-то к середине фильма они впервые поцелуются, но так и не перестанут звать друг друга по имени-отчеству. Так что невольно, от недостатка грохота и объятий, начнешь заглядываться на совсем посторонние, казалось бы, предметы. На любовно снятые крупные планы георгиевских ленточек и медных пуговиц с орлами. На то, что в фильме через каждые пять минут либо поминают Господа, либо просто хлопаются на колени (лучше всего это, конечно, выходит у Безрукова). А вот как проводится ревизия советского военного кино: знаменитая психическая атака каппелевцев из «Чапаева» выглядит совсем не гламурно — оборванцы в лохматых шапках бредут в штыковую, чтобы добыть немного патронов. Все это, конечно, интересно, но слишком серьезно. Мы понимаем величие полководца и важность исторического момента, но вот в том же «Чапаеве» — вполне патриотическом и реальном хите проката — умели пошутить.
Ссылки по теме:
Интервью:Константин Хабенский: «Даже мужчины подходили со слезами на глазах»