Республиканский фестиваль по специальности “Гобой”
О спектакле
Республиканский фестиваль гобоистов выведет типично оркестровый инструмент на первый план.
Республиканский фестиваль гобоистов выведет типично оркестровый инструмент на первый план.
Фестиваль, подобный этому, никогда не проходил в Казахстане. Восполнить пробел решил заслуженный деятель РК, профессор Казахской национальной консерватории Танатар Нуралы. Великие композиторы не очень охотно писали сольные произведения для гобоя. Во времена Моцарта и Бетховена гобой был еще очень несовершенным инструментом. Он успешно функционировал в пределах оркестра, но не обладал такими разнообразными возможностями, как скрипка или фортепиано. Чайковский очень любил его. Первая нота «Лебединого озера» — у гобоя. Во всем балете у этого инструмента более 90 сольных фрагментов. Любая опера или симфония Чайковского — это торжество гобоя.
— Я 42 года преподаю в консерватории, — говорит Танатар Кунурович. — Мои ученики работают практически во всех городах Казахстана и успешно учат молодежь. Вот я и решил провести такой фестиваль, чтобы устроить слушателям праздник, а заодно и повидаться с учениками. Да и повод есть: в этом году мне исполнилось 70 лет.
В рамках фестиваля пройдут конкурс гобоистов и гала-концерт. Маэстро сам занимался рассылкой заявок. В итоге в конкурсе участвуют 29 гобоистов со всех регионов Казахстана по трем возрастным категориям: до 14, до 18 и до 22 лет. Оценивать молодежь предстоит компетентному жюри. Сам Танатар Нуралы довольствуется ролью наблюдателя. Зато музыкант намерен выступить на гала-концерте.
В программу алматинского концерта войдут в основном малоизвестные сочинения. После выступлений своих учеников в трио, квинтетах и соло Танатар Нуралы исполнит двухчастную симфонию-концерт Мильвида — Кренца под аккомпанемент камерного состава Студенческого симфонического оркестра.
Основная же интрига вечера — это ансамбль лауреатов и дипломантов фестиваля, который будет играть Тройной концерт для гобоя с органом Иоганна Фаша, старинную музыку барокко. Оригинал произведения написан для гобоя, двух скрипок и фортепиано. Танатар Нуралы сделал переложение для трех партий гобоя, каждую из которых в унисон исполнит десяток гобоистов. Партию органа отдали известной казахстанской музыкантше Венере Сейбатталовой. Выбор этого инструмента вполне закономерен: в звучании тридцати гобоев фортепиано просто бы утонуло.