Ростислав Лебедев “Русский Пантеон”
О выставке
История о том, что жизнь сделала с честным соцартистом.
Когда безудержное веселье, с которым соцарт подрывал основы и посягал на святое советской империи, закончилось, эти славные ребята попали в деликатную ситуацию — в сущности, из-за собственной старательности и желания сделать свое дело хорошо.
СССР исчез, а вместе с ним и привычный для соцарта материал — символы, лозунги, вожди, парады и прочая наглядная агитация. И каждому пришлось выкручиваться по-своему. Комар и Меламид отправились учить абстракционизму слонов, Борис Орлов — раздул имперское барокко до безумного предела.
Ростислав Лебедев весьма недальновидно никаких индивидуальных мифологий не создавал, работал с чистыми, ничем посторонним не отягощенными знаками. Лучшая его работа — сложенные в треугольник красные щиты, на которых твердым советским шрифтом крупно начертана меланхолическая надпись «Выхода нет». Просто и ясно. А теперь приходится углубляться в опасные пучины истории и ходить по зыбкому болоту, под которым бурчит русская национальная парадигма.
Новый проект Ростислава Лебедева «Русский пантеон» внешне выглядит стильно и традиционно — со звездочками и стилизованными знаками солнца. А на этом привычном фоне — Пушкин (Александр), Кабаков (Илья), Толстой (Лев). Знаменитости, наше все. Нам остается только гадать, какие методики использовал Лебедев, составляя рейтинг для своего «Пантеона». Комар с Меламидом есть, но нет ни монументалиста Церетели (Зураба), ни сочинительницы Дашковой (Полины). Вкусовщина какая-то, ненаучная и нерепрезентативная. Может, соцартисту телевизор подарить?