Залы Мультимедийного комплекса актуальных искусств
О выставке
Кошмарные инопланетяне, нестабильные водяные и искромсанные головы желают познакомиться.
На лицо ужасные (но сразу видно — добрые внутри), большеглазые, зеленоватые существа Тони Оуслера выглядят трогательно и печально.
Подмигивая и гримасничая, проговаривая абсурдные тексты, они успешно отбивают публику у других экспонатов на самых крупных биеннале и престижных ярмарках. Отдельное удовольствие для зрителя — влезть под луч проектора и поучаствовать в трансформации и без того уже безбожно измененных форм, а заодно и сознания неведомых зверюшек с раздутыми головами.
Гримасничающие и подмигивающие разноцветные физиономии Оуслер демонстрирует на предметах, очень отдаленно напоминающих естественную овальную форму того, на чем обычно размещают лица (пусть даже инопланетные). Для московской выставки отобрали работы последних лет: сделанных по мотивам последних достижений космонавтики и фильмов о холодной войне «Кислотного инопланетянина» с «Космическим облаком»; персонифицирующую спецэффекты, с натуральным оживлением огненного шара «Кульминацию»; перетекающего «Водяного» и ударенную всеми возможными тупыми и острыми предметами «Искромсанную голову».
Один из самых успешных современных художников, Тони Оуслер (р. 1957) удачно скрестил скульптуру с видео — проецируя странные фильмы на еще более странные конструкции, можно сказать, нарушая обе конвенции. Не нуждаясь в дорогих материалах, он не задумывается о сложной обработке поверхности: видео отлично оживляет плексиглас, одновременно трансформируясь до неузнаваемости на сферических экранах. Не ограничиваясь простым видео, он использует 3D, технологии объемного звучания, голограммы, компьютерные эффекты — получается ярмарочная «комната смеха» на новый лад.
Когда выпускник калифорнийского университета, ученик концептуалиста Джона Балдессари, внук склонного к мистике католического писателя начал делать свои странной формы инсталляции, в них — по инерции — увидели критику телевидения. Говорящий ящик Оуслер действительно ненавидит, но интересуется вовсе не им, а чисто человеческими отношениями, возможностями мимики и психологическими эффектами.
Его объекты соблазняют не интуитивно, а строго по науке. Известно, что большеголовые, большеглазые существа давят ровно на те струны, где расположена симпатия к младенцам, продиктованная не добротой душевной, а могучим инстинктом продолжения рода. Есть и другие способы играть на чувствительности человеческой натуры, вполне законно и совершенно незаметно для зрителя расширяя его психологическое сознание, — а результат кажется чудом. Одним из таких легко объяснимых чудес оказалось фантастически быстрое распространение работ Оуслера по миру и стремительный рост его популярности — видеокассеты, с которыми он работал, обеспечивали процесс гораздо лучше традиционных техник. Художник до сих пор занимается и живописью, и графикой, но именно новые технологии позволяют показывать оригиналы его работ одновременно в нескольких местах — желающих поперемигиваться со сказочными существами хватает.