Эвиленко
- Актер
- Малкольм Макдауэлл
О мероприятии
Испытание для нервов зрителя – история жизни Андрея Романовича Чикатило, помноженная на пылкое воображение итальянского режиссера.
Осенью восемьдесят какого-то года в тогда еще советском Киеве проявились первые признаки разложения Империи. Школьники перестали носить форму, из классов вынесли портреты Ильича, а по пригородным лесополосам захромал Эвиленко (читай Злодеенко) зажатый немолодой человек в клетчатой рубашке и очках, пунктуальный педофил, садист, убийца и убежденный сталинист. В самом начале фильма он (Малкольм Макдауэлл) работал учителем и любил залезать под юбки провинившимся третьеклассницам. Теперь герой уволен, зол на весь мир и, как вампир, жаждет детской крови. Остановить маньяка-потрошителя пытаются следователь Лесьев, мечтающий об отставке, и подпольный психоаналитик Арон Рихтер, работающий, скорее, на общественных началах.
Фильм Дэвида Грико настоящий евротреш. Сюжет, достойный газеты "Жизнь", снят с претензией на "Оскара". Мир советского человека показан здесь с почти фотографической точностью, хоть и возведен в зазеркальную степень абсурда. Популизм и доходчивость в проработке персонажей вообще свойственны итальянскому детективу, но Грико тут явно схалтурил. Взрослые, например, упорно называют друг друга "товарищ", а типы в Киеве живут слишком уж комичные особенно психоаналитик Рихтер. Он один отдувается за все возможные меньшинства СССР: интеллектуал, еврей, гомосексуалист, фрейдист и живет "под колпаком у органов". Следователь тоже воплощение штампов: замечательная семья, дурное начальство и нравственный закон внутри, не позволяющий бросить все и уехать в деревню, удить линей.
Вся эта картонная братия выезжает, конечно, на бедняге Эвиленко. Портретное сходство Чикатило и Макдауэлла с амо по себе уже достаточный аргумент "за". Но подкупает (и убивает наповал) даже не психологическая, а натурально психиатрическая игра актера. По сценарию у героя серьезная фиксация на львах (царь зверей служит в его монологах эвфемизмом вождя народов), и наедине с собой он постоянно сгибает пальцы на манер когтей. Добавьте к этим судорогам фирменную макдауэлловскою улыбочку невинного имбецила (особенно впечатляющую в момент, когда герой отрывает пасть от свежего пионера) и ночные кошмары гарантированы. А объясняющая неуловимость Эвиленко врачебная ошибка (здесь на случай ареста у людоеда-насильника имеется справка об импотенции) в финале так и вовсе выливается в натуральные 120 секунд Содома. Конечно жутко смотреть на то, как Макдауэлл украдкой кушает детей. Но поверьте: видеть, как голый следователь в порыве дознания стоит на коленях перед голым же героем и исступленно ловит того за член, еще страшнее.