О фильме
Рецензия на фильм
Пара иранского происхождения путешествует по Индии в поисках святого Совершенного человека.
Герой — бывший коммунист с венским стулом за спиной (буквально), уверенный, что зачать ребенка — это совершить первое по отношению к нему предательство. Героиня цитирует Ганди. Он мрачно шутит, что по дороге к святому она каждым шагом уничтожает тысячу муравьев. Она складывает поэтические молитвы за насекомых и старается ступать на цыпочках. Путешествие заканчивается на берегу священного Ганга — там он отдает стул на растопку погребального костра какого-то неприкасаемого.
В ХХI веке любые экранные разговоры о вере воспринимаются как провокация — в лучшем случае, а обычно — как надоедливый бубнеж. Слушать теологические споры героев куда скучнее, чем смотреть, как индийский таксист выпускает из машины парочку коз. Однако в случае Мохсена Махмальбафа недоверие зрителя и режиссера взаимно.
Пятидесятилетний иранец серьезно увлечен мистическими теориями, которые позволяют голому и нищему, как принято считать, населению Индии воспринимать жизнь относительно благостно (учитывая иранские религиозно-политические реалии, фильм следует понимать как скромную духовную диверсию, вроде «Андрея Рублева»). На возможный скепсис бездуховной публики режиссер реагирует превентивно — найденный после долгих скитаний святой говорит с путешественниками, удрав за кадр (доверчивая героиня смотрит ему в глаза, сомневающийся герой отворачивается). Смысл этих пряток очевидно таков: нечего, мол, глазеть на недоступное вашему пониманию.