Выставка цен
О выставке
Хозяин первого частного музея современного искусства устраивает выставку, больше похожую на предпродажную рекламную кампанию.
Подразбухшая от денег Москва из всех искусств предпочитает то, что дорого стоит, и останавливаться (глядя на биржевые торги, например) пока не собирается — наоборот, стремится грамотно вложить средства.
Аукционные дома устраивают фантастические предварительные просмотры, ни с какими предыдущими не сравнимые — от картин не отвести глаз, сплошь музейный уровень, круглящиеся нули эстимейтов напоминают орнамент. И без того роскошная фирма Mercury купила аукционный дом Phillips de Pury (ставивший в прошлом году рекорды на картины отечественных и не только авторов), а экстравагантный нарушитель всех художественных приличий Игорь Маркин устраивает вторую «Выставку цен». Возможно, последнюю в обозримом будущем — кажется, его музей собирается сворачивать свою бурную, местами блестящую деятельность.
В прошлом году Маркин уже хвастал достижениями художественного хозяйства, доказывая собственную прозорливость и дурость всякого, кому коллекционирование современного искусства недавно еще казалось блажью. И было чем утереть нос злопыхателям — цены от аукциона к аукциону росли, как в сказке. Разумеется, не на все работы, не всех авторов — речь шла лишь о лидерах продаж, о неудачниках скромно умалчивали. Сейчас фокус повторяют — в разгар кризиса зафиксировать новые (возможно, на некоторый период — последние) рекорды не только приятно, но и полезно. Ходят упорные слухи, что одно из лучших, самое бойкое и на нашей территории чуть ли единственное постоянно доступное собрание современного отечественного искусства может быть продано.
Так что читайте, завидуйте Маркину. В 2008 поднялись: Илья Кабаков — с жалких четырех с небольшим миллионов в прошлом 2007-м и еще более жалких 150 тыс. долл. в 2006-м — до 5 806 930 долл.; Эрик Булатов — 2 147 624 долл. (в прошлом — 1 825 064 долл.), Олег Васильев — 927 722 долл. (с 216 тыс. долл.). Для пущей убедительности в рейтинг включили прошлогоднего рекордсмена Евгения Чубарова, хотя он подвигов не повторял — несусветные для его работ 1 378 760 долл. больше не нашлось желающих платить. Как и в прошлом году, для пущей научности тенденции подтвердят графиком. А те, кого это подобие средней температуры по больнице не убеждает, пусть грезят о временах, когда думали не о деньгах, а об искусстве, которое никто не покупал.