Носорог
- Режиссер/Постановщик
- Иван Поповски
О спектакле
Дотошная и слегка «заигранная» версия пьесы Эжена Ионеско от Ивана Поповски, исполненная отличными актерами.
Два спектакля по пьесе абсурдиста Эжена Ионеско за сезон — в театре Марка Розовского и Мастерской Петра Фоменко — вышли как будто в противовес цитате из самого Ионеско, вынесенной на программку «Носорога» Ивана Поповски: «Я всегда остерегался коллективных истин». Сочинение, исполненное публицистического пафоса, вдруг стало пользоваться успехом у режиссеров, решивших хоть и в игровой форме, но противостоять наступлению Грядущего Хама.
Единственный персонаж пьесы, который не доверяет коллективному бессознательному, — скромный служащий Беранже, обаятельный выпивоха и поэт, которого превосходно играет Кирилл Пирогов. Все остальные, от здравомыслящего Жана (Олег Нирян) до девушки-мечты Дэзи (Наталия Вдовина), ближе к финалу начинают активно почесывать брюхо, ощупывать на лбу шишку — будущий рог — и чувствовать в себе непобедимый зов природы. То есть превращаться в носорогов, олицетворяющих тупое и наглое животное начало. У Поповски одно из таких занятных превращений показано как аттракцион: чернявый крепкий Жан прижимается к зашедшему на минутку Беранже, трется об него бочком, отколупывает от своего зеленеющего живота какую-то дрянь, а потом и вовсе укладывается в грязевую ванну (которую он устроил тут же, вытряхнув из горшков землю вместе с цветами) и сладострастно хрюкает. Все остальные друзья и коллеги Беранже только бегают неглиже вокруг маленькой комнатки героя Пирогова и издают звучные вопли.
Посмотреть целиком дотошную и слегка «заигранную» версию «Носорога» в режиссуре Поповски — значит ответить себе на вопрос об актуальности пьесы. Оказалось, что когда ее играют отличные русские актеры, дающие волю своим клоунским талантам, то мизантропический пафос Ионеско сводится на нет: чего стоит Галина Тюнина в роли домашней хозяйки с вечной кошкой на руках или Карэн Бадалов в роли Логика — с той же кошкой, только настойчиво трущейся о его шею. Остаются прекраснодушие Беранже, красивые платья дам в духе 50-х и ощущение, что чего-то в этой большой и вроде бы хорошо отлаженной машине не хватает. Может быть, ключа зажигания.
Фото © Лариса Герасимчук