Дон Жуан и Сганарель
О спектакле
Зрелище жалостное и поучительное: путешествие двух потерянных мужчин, Дон Жуана (Суханов) и Сганареля (Стычкин играет на пару с Лерой Гориным), в мире женщин.
Зрелище жалостное и поучительное: путешествие двух потерянных мужчин, Дон Жуана (Суханов) и Сганареля (Стычкин играет на пару с Лерой Гориным), в мире женщин. Они бредут, как каторжники, от одной к другой, обуреваемые воспоминаниями и вожделением. Оба страдают от боли в ногах артрит. Любой шаг в прямом и переносном смысле дается им с трудом: каждая любовница, привлеченная Жуаном, становится помехой к вдохновенному завоеванию следующей. Фигура Дон Жуана оборачивается то Элвисом Пресли, то Марлоном Брандо, то Вальмоном из японской версии фильма «Опасные связи»: Максим Суханов прекрасен в трех инкарнациях, и черный парик с самурайским пучком на макушке ему чертовски идет. Он играет жеманного циника, самый опасный тип мужчины. Он нарочно шаржирует свою сексапильность, но тут не только шутка. Больше всех Дон Жуан любит маму (Марина Есипенко). Наблюдая, как Донья Луиза манипулирует его чувствами, начинаешь осознавать первопричину проблем: мамаша заигрывает с сыном, как записная кокетка, и бросает его ежеминутно. Эльвира (Наталья Швец, красива и свежа), очередная обманутая жена Дон Жуана, напоминает ему мать столь же изящная и гротескная, она так же таскает его за ушко и старается насильно накормить французским батоном, фарфоровая куколка из табакерки, которую сладко разбить. После трех часов сценического действия Дон Жуан обессилен этой круговертью. Больные ноги не позволяют ему сделать следующий шаг, небо нависло над ним и жаждет развязки. Мужчина-мечта расплачивается по счетам, вручая свою голову хороводу женщин. Но в любящих руках та оказывается волейбольным мячом, которым играют при свете луны. И только Сганарель, всю жизнь тихо любил Дон Жуана, служил ему и поклонялся, а теперь нянчит на коленях его усталую посмертную маску. По иронии судьбы именно он видел в Жуане личность, а не бесформенную романтическую грезу. Мирзоев, быть может, хотел сделать спектакль о силе небес, но театр своей властью переставил акценты мы видим, как Дон Жуан карает сам себя. Ему говорят: «У тебя осталось пять минут», а он добровольно и изнеможенно капитулирует. Похоже, высшие силы здесь ни при чем.