- Страна
- Дания
- Режиссер/Постановщик
- Ларс фон Триер
- Длительность
- 139 мин.
- Премьера в мире
- 01 января 2005 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Во второй части американской трилогии фон Триера после расправы над обитателями Догвилля мисс Грейс Маргарет Маллиган, которую вместо Николь Кидман играет Брайс Даллас Ховард, едет с отцом и всей своей гангстерской семьей на юг конкуренты выбили их из родного города, и теперь папины шакалы ищут ничейное пастбище. Проезжая мимо забора в Алабаме, гастролеры натыкаются на плачущую негритянку, которая просит о помощи. Зайдя за забор, Грейс обнаруживает возбужденную толпу, привязанного к старым воротам негра и по старой привычке начинает борьбу со злом, которое в поместье Мандерлей приняло обличье рабства, несмотря на принятые полвека назад в Америке соответствующие законы. Грейс с плеча рубит цепи, мажет плантаторов гуталином и под дулами бандитских стволов проводит в Мандерлее коллективизацию.
Впрочем, кто тут злой, а кто мудрый, еще вопрос: темой исследований психохирурга Триера здесь становится даже не природа рабства, а истоки подчинения, дисциплины, общественного порядка и процветания. Подобный социологический анализ всегда рискует уклониться в анархическое обличительство, но Триер слишком циничен и умен, чтобы принять чью-либо сторону. Бытописание мандерлейской жизни он ведет с изощренным сарказмом, не упуская возможности отпустить едкую шутку по адресу любой детали общественного механизма. Показателен, например, эпизод, в котором прослушавшие первый урок демократии негры тут же применяют новые знания на практике, голосованием принимая точное мандерлейское время (по законам театральной драмы переведенные на пять минут назад часы еще сыграют фатальную роль в финале).
Много говорить о происходящем на экране не представляется ни необходимым, ни возможным. Актерам тут навязана роль механизмов, от которых требуется по возможности точно исполнять сценарные функции. В фильме нет звезд первой величины появляющихся минут на десять Уиллема Дефо, Дэнни Гловера, Джереми Дэйвиса в неожиданном для него амплуа гангстера и престарелую Лорен Бэколл трудно назвать приманкой для зрителя. Шокирующих поворотов сюжета тоже нет: после того как в прошлом фильме Грейс расстреляла и спалила заживо женщин и детей Догвилля, ее нынешние перегибы гуманная казнь спящей воровки и решение прикончить старого ослика сущая мелочь. Все это не просчеты, но последовательное освоение драматургии Бертольда Брехта, немецкого театрального режиссера-коммуниста, объявленного Триером музой своей американской трилогии. Серость визуального ряда и нарочитая условность действия должны способствовать концентрации зрительского внимания на общественных предпосылках возникновения и краха интернациональной коммуны Мандерлей (по сути, фильм Триера это практически Путевка в жизнь, только с мизантропическим финалом). Если же выводы из местами фашистских анекдотов Триера сами собой не напрашиваются внимательно смотрите слайд-шоу на финальных титрах. Оно тут вроде последних страниц задачника по истории.