Петя по дороге в Царствие Небесное (2008 год)
О фильме
Рецензия на фильм
В северном городке Кандалакша слабоумный юноша Петя вообразил, что служит в милиции.
Раздобыл форму, представляется не иначе как «инспектор Петя», исправно проверяет машины и документы у водителей, а также вытягивается по струнке и отдает честь, когда в расположенные по соседству лагеря маршируют зеки.
Добрые советские люди — на дворе 1953 год — поддерживают Петину игру. Руководитель завода искренне извиняется, что не захватил с собой прав на проезд. Сексуальная медсестра проявляет отнюдь не сестринскую заботу. Петю обожают строители и старушки — в общем, все, кроме злобного начальника тех самых лагерей. При этом с самого начала ясно, что на этом свете Петя не жилец. Ответ на вопрос, как погуманнее укокошить блаженного милиционера, подсказан самой эпохой.
В фильме есть намек (хотя напрямую этого и не говорится), что Петя, как и весь влюбленный в вождя советский народ, не способен пережить смерти Сталина. Ситуация довольно двусмысленная, учитывая, что фильм получил «Золотого Георгия» на ММКФ, как отметил председатель жюри Павел Лунгин, за «правильную моральную позицию». Если же оставить идеологическую муть в стороне, фильм Досталя — создание такое же беспомощное, как и его герой, и, как и сам Петя, вовсе не такое приятное, каким хочет казаться при первом знакомстве. Это такая лесковщина, которая пытается прикинуться «Форрестом Гампом», а в результате мычит, пускает слюни и бредет куда глаза глядят безо всякой определенной цели. В принципе, подходящая метафора для почти всего российского кино.