О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Новая картина Юрия Мамина очень-очень напоминает постмодернистский шедевр Фрэнсиса Форда Копполы «Молодость без молодости».
Та же символистская многозначительность, тот же пафос большого мастера, не снимавшего десяток лет, те же претензии на катарсис.
Разница только в том, что в отличие от американского брата по разуму, петербургский режиссер не совершал резкого поворота от коммерции к «чистому искусству», но упорно и уверенно шел к этому, через все тяжкие годы перестройки и лихих девяностых.
«Я комедийный режиссер, умею делать смешное кино и доказал это не раз, — напомнил на премьере Мамин. — С одного моего фильма человека пришлось увозить в реанимацию». И на «Белых обезьян» стоит идти именно для того, чтобы убиться. Это кино не оставляет ни единого шанса самым дерзким представлениям о границах жанра и хорошего вкуса. Достаточно было бы и того, что все диалоги произносятся в стихах. «Привет! Ты где? — Там, в углу, за столиком. — Одна, как всегда? — Нет, сегодня с Толиком». Но режиссер идет дальше: искореженным ямбом рассказывается не что-нибудь, а история морального преображения героя нашего времени.
Вчерашний работник общепита Вова (Михаил Тарабукин) получает от потенциального тестя деньги на переоборудование питерского подвала в кабак и ключи от чердака в этом же доме. В своем новом жилище парень обнаруживает трех городских сумасшедших — девушку Дашу (дочь режиссера, певица Екатерина Ксеньева), художника-белогорячечника (Александр Девотченко) и бывшего артиста, трансформировавшегося путем медитаций в земноводное (Анвар Либабов). Вова не гонит убогих и те мало-помалу начинают вправлять ему мозг. В конце концов кафешка из «Райского уголка» становится «Преисподней», а сам юный ресторатор приобретает вкус к духовным поискам. Фильм ничем определенным не заканчивается, но это не страшно: ни один из тех вариантов финала, которые предлагает нам Мамин, и не имеют значения в мире, где третий глаз на месте пиписьки воспринимается как благо.
Какое кино могло получиться из такого сюжета, непривычной (категории хорошо и плохо тут просто не работают ) игры актеров, графики, взятой напрокат из первых отечественных видеоигр и навязчивым обнажением героини («правда может быть только голой», считает Мамин)? Конечно только «самый худший фильм» — и только он может хоть что-то противопоставить «Самому лучшему». Мы очень надеемся, что Мамин не остановится на своем пути революционного преодоления всего человеческого и как мастер, которому, по его собственным словам, по работе приходилось дрессировать кур, снимет следующую комедию именно о них.
Выбор Time Out на этой неделе: