Л. ван Бетховен – Торжественная месса
О мероприятии
Дирижер Томас Зандерлинг берется за неподъемное сочинение Бетховена – Торжественную мессу.
Для российских исполнителей Торжественная месса самое масштабное произведение Бетховена всегда представлялась чем-то вроде Синей птицы: все слышали о ней, но мало кто имел возможность прикоснуться к этой музыке. Торжественную мессу чаще проходили по курсу полифонии в вузах, нежели слушали с концертной эстрады политическая ситуация, когда министр культуры СССР Екатерина Фурцева предлагала выкинуть из оратории Гайдна "Сотворение мира" все упоминания о Боге, не располагала к процветанию духовной музыки. На московскую сцену бетховенское творение вновь вернулось в начале 90-х, став знаком политической оттепели. С тех пор Москва медленно привыкает слушать ораториального Бетховена, а исполнители медленно привыкают его играть. Что, кстати сказать, задача не из легких хвала Богу чертовски трудна для исполнения.
Пласидо Доминго в своих воспоминаниях заметил, что только Бетховен мог написать партию тенора выше партии меццо-сопрано, что противоречит не только нормам голосоведения, но и здравой логике: низкий женский голос обладает гораздо меньшей силой, чем высокий мужской, и тенор запросто "забивает" несчастное меццо. В Торжественной мессе немало таких противоестественных вещей: сопрано должны запрыгнуть на верхнее "до" (что, при недостаточном умении, чревато групповой женской истерикой), а басы, наоборот, должны будут в этот же момент взять немыслимо низкую ноту. Бетховен писал эту вещь в 1823 году, будучи уже абсолютно глухим так что у него были уже свои представления о прекрасном: чтобы достичь совершенства, тем более в таком деле, как молитва, надо хорошо постараться. Теперь в Москве эту миссию предстоит взять на себя Томасу Зандерлингу: опытный дирижер поможет проследить причудливый ход бетховенской мысли и позволит солистке меццо-сопрано выбраться из-под верхней ноты соседа-тенора.