История российского видеоарта. Том 2
О мероприятии
Много-много видео, сделанного между 1995-2005 годами во всех видах.
Когда несколько лет назад итальянец Антонио Джеуза приехал в Россию, чтобы заниматься здешним видеоартом, все встречные поперечные, включая будущую жену — куратора Евгению Кикодзе, убеждали, что дело это пустое: видео здесь практически нет, а то, что есть, не стоит внимания, в общем, ничего не получится.
Получилось: двое детей, несколько выставок, ежегодный фестиваль Art Digital, диссертация и «История российского видеоарта». Первый том показывали в 2007-м, второй получился солидней и разнообразней, с кучей интерактивных игрушек, демонстрацией популярных и подзабытых даже знатоками работ.
При работе над первым томом, включавшим опыты отечественных артистов в непонятной, не вполне еще признанной технике, пришлось предпринимать почти археологические раскопки. Удивительно, но и со вторым, посвященным недалекому еще и довольно благополучному для нашего искусства десятилетию, возникли трудности. Выяснилось, что оригинал знаменитого перформанса Анатолия Осмоловского, строившего баррикаду на Никитской, растворился между выставками и биеннале, пришлось показывать копию. Едва ли не чудом Джеуза нашел единственный сохранившийся оригинал чудесного фильма Семена Файбисовича «Двойное видение» — комбинацию-наложение фильма Сокурова про Солженицына и любительской видеорекламы дачи внаем. Соединив два источника звериной серьезности, Файбисович на выходе получил примерно то, к чему стремился по крайней мере один из авторов: образ страны — честный, не лишенный лирических сантиментов, но бодрый и совсем не скучный.
При входе зрителя встречает инсталляция Олега Кулика «Вглубь России» (чтобы увидеть видео, надо просунуть голову в дырку у коровы под хвостом). Завершает экспозицию классика отечественного искусства — сцена из кафе Elefant Владислава Мамышева-Монро: Штирлиц-Монро, закатывая глаза, смотрит на жену-Монро, жена-Монро оттопыривает пальчик, а зрители дружно плачут от смеха. В промежутке — ранние видео «Синего супа», гэги «Синих носов» (их устроили вместе, чтобы зритель не путался в названиях), в небольшой нише, за темной занавесочкой пристроился «Гипноз» Павла Пепперштейна — игра в гляделки милых дам с мужским половым органом. Есть и грандиозные панно AESов, и загадки Виктора Логутова, и медитации Андрея Монастырского. Впервые после триумфа на «Арт-Москве» 2002 года демонстрируют инсталляцию Александра Бродского: глиняные истуканы уставились в экран. Только они не смотрят, а показывают — в подобие лиц вмонтированы проекторы, на экране получается забавная мешанина. Примерно такая складывается и в голове зрителя, слишком быстро передвигающегося по выставке, единственное, что на ней не предусмотрено, — гуманные скамеечки.