Любовь не картошка, не выбросишь в окошко
О спектакле
Несколько развеселых дней из жизни сибирской деревушки, описанных драматургом Степаном Лобозеровым и поставленные режиссером Андреем Максимовым, постановщиком антрепризных комедий из Петербурга. Украшают это зрелище Нина Усатова, обладающая бесподобной органикой во всем, Игорь Скляр и “звезда” питерского Молодежного театра Зоя Буряк.
Питерская антреприза отличается от московской, примерно как Нина Усатова от Татьяны Васильевой, а Игорь Скляр от Дмитрия Харатьяна. В режиссерах здесь обычно выступают мало кому известные люди, долгие годы трудящиеся на ниве коммерческих спектаклей. Театральный мир полон парадоксов: так, в каменном мешке Петербурга наибольшей популярностью почему-то пользуются простонародные комедии или сцены из деревенской жизни а-ля знаменитый советский фильм Любовь и голуби, снятый, кстати, по пьесе хорошего театрального драматурга Владимира Гуркина. Впрочем, понятно: не хватает местному климату здоровых, якобы народных эмоций и народного же грубого юмора. Из этого дефицита и исходит, видимо, один из скромных бойцов невидимого антрепризного фронта, режиссер Андрей Максимов, чей спектакль украсит московскую августовскую афишу своими непретенциозными короткими гастролями.
Почуяв однажды мнимую легкость такого материала, режиссер Максимов теперь предпочитает, что называется, не заморачиваться. Все началось еще раньше. Несколько лет назад на репетициях Кадрили того же Гуркина он важно выхаживал по залу БДТ, а народные артисты и артистки — Зинаида Шарко, Юрий Кузнецов и Нина Усатова, засучив рукава цветастых халатов и гремя ведрами — нехитрым реквизитом деревенской комедии, самостоятельно пытались наладить хоть какую-то жизнь, насыщая пространство сцены на ходу придуманными гэгами и мизансценами.
История двух соседок, поменявшихся мужьями, обрела вскоре свое воплощение на экране, а режиссер понял, что нащупал золотую жилу. И вправду, не хватает людям простых историй на театре. Вот и Любовь не картошка — все те же несколько развеселых дней из жизни сибирской деревушки пера драматурга Сергея Лобозерова. Ну что тут скажешь? Драматургия не высший класс? Или то, что за последние десять лет Нина Усатова, обладающая бесподобной органикой во всем, что бы ей ни приходилось играть, прочно приросла к амплуа деревенской бабы? Что Игорь Скляр вообще-то был ну очень хорошим актером и играл в спектаклях ни больше ни меньше как Льва Додина? А Зоя Буряк — настоящий розанчик труппы Молодежного театра на Фонтанке? И Андрей Максимов — самая формальная фигура в афише этого проекта, функции которого сводятся к разведению пар по углам? Ведь, как ни проект, то почему-то именно этих, обладающих своей индивидуальностью, талантом и заслуженно любимых народом актеров собирает в одном месте какой-то человек, называющий себя режиссером?..
Впрочем, питерская антреприза все-таки отличается от московской: своим застенчивым, простым весельем. На этом и остановимся.