Эрвин Олаф “Последние события”
О выставке
В “Манеже” показывают самого гламурного антигламурного фотографа.
Эрвин Олаф фотографирует персонажей более чем неприятных.
И не в том дело, что старичков, дурачков, плакс, измученных пластической хирургией дамочек, убиенных представителей королевских фамилий. Просто умеет человек сделать так, чтобы было хоть и красиво, но противно. Удачно вписываясь во вкусы поклонников гламура и последователей критического дискурса, он кажется чрезмерно провокационным для рекламы — но от заказчиков отбоя нет, а нынешняя выставка проходит по разряду современного искусства, где яркую тошнотворную красоту числят по разряду китча. Ритуальные эффектные позы моделей меньше смущают художественных критиков, когда их принимают дамы более чем пожилого возраста, а народу нравятся и нарядные фотки, и стерильное видео. Иначе вряд ли куратор фестиваля Ольга Свиблова стала бы устраивать ретроспективу художнику, которого показывала лишь четыре года назад — правда, гораздо скромнее.
Только-только разменявший полтинник мастер провокации успел поучиться на фотожурналиста, поснимать в туалетах амстердамских дискотек, оформлял оперу и балеты. Утомленный современным искусством, в 1996-м Олаф переквалифицировался в коммерческого фотографа, долго и успешно занимался рекламой. Разумеется, в основном той, где главное — привлечь внимание зрителя, а не создать положительный образ для родителей малых деточек. И все равно в дело пошли не все работы.
В близкие отношения решились вступить Diesel, Levis, Hennessey Cognac, Rifle, Camel, Heineken, Nokia, Microsoft, но самым рискованным его выступлением на этом поприще стали работы для связанного навсегда с именем великого Энди Уорхола Campbells soup.
Разумеется, мода и стиль достали его, как прежде современное искусство, — Олаф снял «Жертв моды» с узнаваемыми пакетами на головах, окровавленную принцессу Диану (логотип машины прилагался), стильные интерьеры по которым бродят модные уродины. Название выставки не следует понимать буквально — речь идет о мире, где новости поставляют модные и интерьерные журналы. А самой актуальной из них для фотографа остается детская травма, смерть Джона Кеннеди — практически в прямом эфире.