Дмитрий Мочальский (1908-1988) – романтик соцреализма
О выставке
Правоверный советский художник, не экономя на ложном пафосе, он славил вождя и целину, и исключал из Союза художников не полюбившихся Хрущеву.
Название дезориентирует: может, конечно, из Дмитрия Мочальского и получился бы романтик, родись он в другую эпоху, но на безрассудного, идущего своим путем прямо к дуэли, в лучшем случае — смерти от чахотки, творца он похож не был.
Даже наоборот: правоверный советский художник, не экономя на ложном пафосе, он славил вождя в картине «Они видели Сталина», исключал из Союза художников не полюбившихся Хрущеву в Манеже «абстракцистов», когда партия сказала — славил целину.
Время шло, картину вытащили из запасника, деликатно переименовали на «После демонстрации», агрессию списали на сложные времена, устроили к столетию художника разом две выставки: в Академии художеств, где он состоял академиком, и в национальной сокровищнице — Третьяковке. Для смягчения образа и разъяснения живописной каши кураторы упирают на индивидуальный лиризм и поэтическую линию импрессионизма. Очень вовремя. Пусть посмотрят ученики учеников профессора и лауреата, наберутся опыта: образы просветленных знаменательной встречей подростков, похоже, готовы к новому воплощению.