Подводная лодка в степях Украины
О мероприятии
На Малой Бронной открыли сезон грустной комедией к шестой годовщине трагедии “Курска”.
Подводная лодка "Курск" затонула в Баренцевом море в 2000 году; один из самых страшных сюжетов новейшей российской истории почти сразу оброс многочисленными легендами и ложью. Погибших моряков не вернешь, а мучительные подробности последнего погружения субмарины в окрестностях поселка Видяево не выходят из головы причем не только у "широкой общественности", но и у фантазеров от литературы.
Автор пьесы Юрий Юрченко в прошлом наш соотечественник, а теперь эмигрант из Франции может похвастаться причудливой биографией. Он успел поработать и токарем на магаданском заводе, и художником в грузинском театре пантомимы. Венчают его послужной список аспирантура в Сорбонне и звание "короля поэтов", которое Юрий получил на международном поэтическом турнире в Лондоне. На премьере в Театре на Малой Бронной (чьим новым руководителем только что стал Леонид Трушкин) драматург Юрченко слегка страдал, если актеры неверно произносили стихи. Но на поклон вышел с чувством выполненного долга и стоит рассказать, в чем этот долг состоял.
Выкрашенная художником Юрием Хариковым в сине-желтые цвета украинского флага коммунальная кухня простой актрисы из Киева. "Океан Ельзи" на полную катушку. Два неработающих холодильника, в которых хранится все, вплоть до телефона. Коротко стриженная красавица Алла (Анастасия Макеева), ее взрослая дочь-оторва Катя (Дарья Лузина), все три часа щеголяющая в шикарном декольте, и вечно пьяный сосед Леша (Никита Салопин) он здесь единственный, кому удается быть смешным. Вообще пьеса про "Курск" задумывалась как комедия хоть и с элементами мелодрамы и политического расследования.
Интрига "Подлодки", прямо как биография ее автора, петляет, как заяц, и то и дело бросается из огня да в полымя повороты сюжета зачастую служат здесь только для того, чтобы дать высказаться очередному герою. Все начинается с визита к Алле московского журналиста Рогова (Александр Никулин), которого послали писать очерк о театре постсоветского СССР. Газетчик, разумеется, бессовестный козел, сует гривны направо и налево, а сам только и мечтает попасть в Мурманск, в эпицентр "жареных" событий. И тут судьба ему улыбается мало того, что мама с дочкой ничего себе, так оказывается, что бывший муж Аллы служил на том самом злополучном "Курске". А сосед-истопник в 1967 году сам спасал экипаж точно такой же лодки и много чего может рассказать о происках наших американских "друзей".
Но это только начало. Во втором акте спектакля зрителя ждет неожиданный поворот, который стоит такой подробной завязки. Многократно пошутив и про моряков, и про хохлов, герои переходят к политике и патетике. У истопника Кузьмича (Александр Никифоров) под старой фуфайкой оказывается китель с орденом. Сверкая им, герой разоблачает затаившихся врагов российского флота как самому положительному персонажу режиссер и драматург выдают отставному спасателю-подводнику монополию на истину: "Курск" протаранили британцы с американцами, потом смылись, вероломно предложив помощь.
Публике это ксенофобское резонерство слух не режет наоборот, кое-кто даже аплодирует Кузьмичу. А финальное обращение вдовы моряка Аллы ко всему миру с просьбой любить друг друга и вовсе приводит зал в экстаз. Еще бы: кто виноват поняли, что теперь делать объяснили.