Демоны текста. Фестиваль работ Владимира Мартынова. Пути забвения
О спектакле
Культурный центр “Дом” проводит монографический фестиваль “Демоны текста”, посвященный композитору Владимиру Мартынову.
Казалось бы, клуб (он же Культурный центр) "Дом" с его простецкими лавками и домашним пивом – не самая подходящая площадка для серьезного современного композитора, пишущего толстенные партитуры для оркестров и хоров. Но в случае с Владимиром Мартыновым, чье имя стоит на афише здешнего фестиваля "Демоны текста", не мешало бы повесить при входе кумачовый транспарант с надписью "Добро пожаловать домой". Многие из самых преданных поклонников мартыновской музыки вообще впервые услышали ее именно на "домовских" концертах – одно время эти собрания под пиво и полушепот официантов за барной стойкой рассматривались музыкальными критиками как единственная альтернатива консерваторскому застою. В концертах появлялись все тузы московского авангарда – поэт Дмитрий Пригов, музыкант Владимир Тарасов, Лев Рубинштейн, Марк Пекарский со своим ансамблем ударных инструментов. Ну и, конечно же, Татьяна Гринденко – скрипачка, жена и муза композитора: ей подчинялись все и сразу, стоило ей только выйти на сцену.
По большому счету нынешний фестиваль музыки Мартынова практически ничем не будет отличаться от всех предыдущих – даже тех, что проводились более пяти лет назад. Те же участники, тот же автор, скромно сидящий в углу зала или на сцене за клавиатурой рояля. Немного изменился лишь статус Мартынова. Нет, он не стал "нашим всем", его не обвесили, как новогоднюю елку, медалями – но к его музыке стали питать уважение большие филармонические залы России и Запада. Например, премьера мартыновской оперы "Новая жизнь", так и не случившаяся в Мариинском театре, все же состоится – только в Великобритании, на престижнейшем Глайндборнском фестивале. Спору нет, композитору такого масштаба и дарования, как Мартынов, новые территории должны сдаваться без боя, но обычно это сопровождается процессом отчуждения от родных мест. Поэтому так приятно, что он возвращается туда, где его так любят и ценят, – домой, в "Дом".