О фильме
Рецензия на фильм
Возможно, кто-то из читателей уже успел познакомиться с творчеством режиссера Остлунда: на ММКФ как-то показывали его «Гитару-монголоид», кино, ближе всего стоящее к подзабытому определению «чернуха».
В «Добровольно-принудительно» Остлунд стелет мягче: он не хочет никого пугать, не хочет ничего декларировать, а просто нарезает шведскую обыденность (происходящее на экране нельзя назвать очень увлекательным и динамичным) ломтями, как колбасу. Вот пенсионер получает на вечеринке петардой в глаз и долго отказывается от госпитализации — пока не падает на пол в компании остатков банкета. Несколько крашеных блондинок лет 14 бесятся от гормонального взрыва и играют в
Назвать все это социальной критикой — значит подумать о режиссере слишком хорошо. Остлунд никакой не критик, а просто убежденный мизантроп, и его одомашненные герои — не жертвы системы или институций, а самая что ни на есть соль земли, молчаливое большинство, граждане, электорат. Претензии к ним — даже не морального, а чисто эстетического характера: скучные, неумные, патетические, неуверенные в себе мудаки, которые мало того что засовывают в задницу древко национального флага, так еще и червей едят. В общем, выстраданность картины налицо, ведь главный враг настоящего художника — никакое не правительство, а простой, слишком простой народ.