О фильме
Рецензия на фильм
Две большие исландские семьи собираются на свадьбу детей за город — венчание назначено в уединенной сельской церквушке.
Обстановка, разумеется, суетливая, все на нервах — невесте срочно нужно пописать, один свидетель никак не принесет кольца, другой пытается дозвониться гонконгским партнерам, которые продали ему партию велосипедов без сидений. Выезд задерживается. В свадебные автобусы проникают незваные гости — бывший бойфренд невесты и позор семьи, кузен-гей с любовником. При въезде в тоннель у жениха начинается приступ клаустрофобии. Невеста бесится из-за сережек разного размера. Через полчаса все понимают, что заехали не туда. Жених делает невозмутимое лицо. Геи ссорятся. До конца фильма еще час.
Валдис Оскарсдоттир, режиссер этой бедной экшеном, но насыщенной лихорадочными движениями камеры комедии, до этого занималась монтажом, в том числе трех «Догма»-фильмов, включая «Торжество» Томаса Виттенберга. Похоже, именно эти картины оказали на нее неизгладимое влияние: «Брак по-исландски» выглядит собирательным образом всего скандинавского (да и не только скандинавского) артхауса — небрежная, как бы любительская манера съемки (в хронологическом порядке, разумеется), свадьба как момент истины и тихие безобидные эксперименты вроде актерской импровизации. Можно по-разному относиться к подобным фильмам: засыпать на сеансе, хвалить творческое заимствование у старших товарищей (как было, например, с «Открытыми сердцами» Сюзан Бир, превратившей фонтриеровские «Рассекая волны» в ромком; тут работа идет, очевидно, с «Торжеством»), умиляться постмодернистской иронии и живости актерской игры, испытывать понятное раздражение от прыгающей камеры. Нельзя только проигнорировать одну маленькую творческую удачу: что-что, а донести до нас охватившее героев чувство тоски по растраченному в нескончаемой тянучке времени режиссеру удалось блестяще.