История мамонта
О спектакле
Открытие года – Андрей Сиротин в постановке по культовому роману 90-х годов “Географ глобус пропил” Алексея Иванова.
Жизнь дипломного спектакля коротка.
Чаще всего — и слава богу. Выставка-продажа молодых дарований иногда бывает мила, иногда обещает зарождение новой театральной компании. Но чтобы вот так, чтобы вдруг выразилось лицо поколения — случаев по пальцам перечесть. «Историю мамонта» Мастерской Кудряшова нельзя пропускать.
Дело не в новом режиссерском языке. Екатерина Гранитова не пытается удивить постановочными эффектами. Все узнаваемо: довольно точное следование структуре романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», моментальное преображение пространства из тесной кухни в школьный класс или бурный речной порог, когда сами артисты просто передвигают столы и выносят на сцену пару характерных деталей.
Литературная основа тоже уже не нова. Роман Иванова симпатичный, конечно, но вполне традиционный, да и написан о начале 90-х. Но и проза, и режиссура дали возможность ребятам рассказать историю от первого лица. И это-то лицо — новое. Интонации, ритмы, пластика — новые. А «кудряши» (как уже принято называть учеников мастерской профессора Олега Кудряшова) — актеры универсальные: они поют, танцуют, играют на самых разных инструментах профессионально. Именно это их мастерство позволяет им вести спектакль как мелодию сегодняшнего дня. Задает мелодию, безусловно, играющий главную роль учителя географии Служкина Андрей Сиротин.
Безработный, с никому не нужным высшим гуманитарным образованием, Служкин сдается на работу в обычную школу географом. Зарплата все равно жалкая, жена с ребенком все равно голодные, раздетые. Друзья — по большей части такие же неудачники, как он сам. Ученики — группа расхристанных, растерянных до наглости детей. Чему он их может научить? Андрей Сиротин своего Служкина учителем и не играет. Он даже откровенно злится на неуправляемый класс. Но злится искренне, без «педагогической» дистанции. Он чувствует их собратьями по несчастью, из которого надо как-то всем вместе выбираться. Он их понимает, как понимает изменившую ему жену, и друга, с которым она изменяет, и свою первую безответную любовь, и первую любовь к нему его ученицы Маши. Пронзительную печаль этого понимания и играет Андрей Сиротин.
Таких мощных дебютов давно не бывало. Кто знает, как сложится судьба юного еще артиста дальше, всякое бывает. Но будьте эгоистами — не упустите шанс увидеть его первый цвет.