Художник в зеркале сцены
О выставке
В ГМИИ показывают то, что осталось от легендарных спектаклей и досталось частному коллекционеру.
Среди многих странных коллекционерских занятий одно из самых удивительных — собирать театрально-декорационное искусство: статичные остатки динамичных и эфемерных спектаклей.
Особенно ярко эта страсть вспыхнула на рубеже прошлого-позапрошлого веков, когда в театр на зов великих антрепренеров и режиссеров-новаторов пришли великие художники. Те знаменитые коллекции начала прошлого века давно уже осели в театральных музеях, влачащих в наших широтах вполне унылое существование. Зато чужой, тем более удачный пример — наука новым поколениям. Вот и директор клиник «МераМед» Валентин Соляников собирает «золотые полвека» отечественного театра: от блистательного «дягилевского» призыва до мрачных сталинских лет, когда прекрасных художников буквально спустили из выставочных пространств на сцену. В экспозиции, как в учебнике, сменяются эпохи: за ослепительными костюмами по эскизам Леона Бакста, изысканными декорациями Мстислава Добужинского и Константина Коровина, роскошными работами Николая Сапунова и Сергея Судейкина, следуют авангардистские эксперименты Александры Экстер, Надежды Удальцовой, Нины Айзенберг и Кирилла Зданевича. Заканчивается все немного печально — хорошие художники — Александр Тышлер, Петр Вильямс, Валентина Ходасевич, Владимир Татлин, Юрий Пименов — с вывернутыми соцреализмом руками в нечеловеческих условиях, не теряя профессионализма, с трудом умеривая талант, пытаются сохранить остатки художественного достоинства.
Художественной историей дело не ограничивается — собрание все же театральное, есть и афиши, и фотографии, и программки, и портреты театральных деятелей. Отдельные представители этого ветшающего племени очень хороши — например, плакаты конструктивистского дизайна мейерхольдовского театра. Другие — радость историков, напоминают о легендарных спектаклях, которых никто из живущих не видел. Вот и получается, что за общее впечатление отвечают художники — люди в изготовлении спектакля не последние, но все же и не первые. Эскизы костюмов и декораций если были когда-то хороши, с годами становятся лишь интереснее. В общем, даже если вы не любите театр — с непременным засыпанием в кресле, тоскливыми звуками на сцене, необходимостью претерпеть до конца и вежливо аплодировать, вынутые из контекста картинки способны заинтересовать сами по себе.