Рыбка Поньо на утесе














Рецензия
Строго говоря, про «РыбкуПоньо» писать еще рано. Прокатначинается 3 сентября, однако одновременно с этим выйдети «9» Бартона-Бекмамбетова и новый Тони Скотт и «ДорианГрей», так что в сентябрьскомномере «Поньо» досталась бы маленькая заметочка, поскольку и добиралась картина до русского проката больше года, и вряд ли прокат этот будет широким. Разовый показ в «Родине» 14 августа (кроме того покажут еще «Ходячий замок» и «Небесный замок Лапута») — хороший повод поговорить о фильме подробнее.
Пятилетний мальчик Сосукэживет в доме на утесе на берегуокеана вместе с энергичной мамой. Та ухаживает за старушками в доме престарелых и любит гонять на своей малолитражке. Погожим деньком Сосукэ вылавливает в океане красную рыбку с подозрительно человеческим лицом, сажает в ведерко и называет ее Поньо. Из океана вылезает лохматый господин средних лет в полосатом костюме и забирает Поньообратно в подводное царство.Там у него симпатичный домик и многочисленный выводоксестриц Поньо, на самом делеэто его дочки. Поньо понравилось у людей, и она решила превратится в девочку. Папа против, но дочка упряма, как могут быть упрямы только маленькие волшебницы. Разворотив дом, Поньо отращивает себеручки, ножки и рыжую шевелюру и вылезает из океана, попутно устроив вселенский потоп.Выглядит это так: вдоль береганесутся огромные волны в видегигантских рыбин, а по их гребням, широко расставив руки,бежит маленькая девочка с довольной рожицей. Это будет посильнее вертолетов ApocalypseNow. На берегу Поньо устраивается жить у Сосукэ. Все бы хорошо, но проблема в том, чтоесли Поньо останется среди людей, им наступит каюк. Япония уже и так почти полностьюпод водой, вокруг плавают доисторические рыбы, луна вот-вотрухнет на землю, а Поньо весело носится кругами по дому, вопит или беззаботно дрыхнет.
Мамору Осии (режиссер«Призрака в доспехах») и Тосио Судзуки (продюсер Миядзаки) в одном телешоу рассказали, что это первый фильм Миядзаки, который он сочинил в одиночку. Чтобы вогнать безудержную фантазию Миядзаки в более-менее последовательныйсюжет, всегда требовалось вмешательство или того же Судзуки, или Исао Такахаты (режиссер «Могилы светлячков»).На этот раз в его работу нарочно никто не вмешивался. Крометого, Миядзаки запретил аниматорам пользоваться компьютером и попросил их просто рисовать побольше прикольныхмелочей. Получилось и правдаместами нелогично, кое-где просто непонятно, зато дико красочно и живописно.
Мамору Осии в том же телешоу сказал, что все эти медузы,ископаемые животные, маленькие девочки и пенсионеры — этомир старика. Можно продолжить эту мысль по аналогии с пушкинским «Татьяна — это я»:Поньо — это сам Миядзаки, егожелание пошалить без всякогоповода, просто так. По затопленному городу тарахтит игрушечный катер с детишками, лавируясреди деревьев и крыш, вокругмирно рассекают кистеперыемонстры, смерти нет. «Рыбка Поньо» — абсолютно детсадовскиймультик, реальность, о котороймечтаешь лет до семи, и перестаешь, потому что даже в телевизоре такого не показывают. Такой безоглядной, беспримеснойдетскости Миядзаки не позволял себе со времен «Тоторо». Миядзаки рассказывал, что лучшаяпохвала была услышана им от пятилетней девочки, та сказаласвоей бабушке: «Ба, я только чтосмотрела мульт, который сделалдругой пятилетний ребенок!» И напоследок еще одна деталь: всясъемочная команда, все компании и организации, участвовавшие в создании, в титрах свалены в общую кучу, просто по алфавиту. Причина, по словам Миядзаки, такая: имен и названийвсегда очень много, и финальнойпесни обычно не хватает, чтобыих всех успеть прокрутить, и поэтому всегда приходится вымучивать еще одну музыкальнуютему. Здесь четыре сотни именуспевают показать за две минуты, причем режиссер гордится,что никого не забыли, там естьвсе: и самые мелкие конторы, и уборщики и воспитатели детского сада, в который ходят детианиматоров. В конце осталосьнемного свободного места, и Миядзаки вписал имена котов, которые живут на студии Ghibli.